Итальянка Элуана Энгларо никогда не узнает, что стала невольным соавтором нескольких законопроектов, сподвигла на неоднозначное решение Верховный суд страны, вызвала бурные дебаты в парламенте и рассорила президента своей страны с премьер-министром. С 1992 года она находится в коме, и на этой неделе ее судьба будет решаться на высшем законодательном уровне -- ожидается, что нижняя палата парламента будет рассматривать подготовленный кабинетом министров документ, не позволяющий медикам осуществлять эвтаназию даже в столь тяжелом случае. Вчера законопроект поступил в комиссию по здравоохранению итальянского сената. Как сообщает Associated Press, ожидается, что сенаторы могут одобрить этот документ уже сегодня, а ближе к концу недели за него проголосуют и депутаты. Если этот сценарий и будет реализован, то премьер Сильвио Берлускони, солидаризировавшийся в вопросах эвтаназии с консервативной частью итальянского общества и католической церковью, одержит серьезную победу над президентом Джорджио Наполитано и судьями, вынесшими в прошлом году вердикт, позволяющий врачам прекратить поддержку жизнедеятельности в теле Элуаны Энгларо.
Это резонансное дело, подобно другим трагическим историям о борьбе тяжелобольных людей и их родственников за право добровольно расстаться с жизнью, раскололо на два лагеря не только Италию, но и всю Европу. Проблема эвтаназии регулярно выходит на первые полосы газет Старого Света, где не один десяток лет обсуждается вопрос о ее легализации. К тому же не забылся еще и совсем недавний скандал, спровоцированный журналистами британского телеканала Sky Real Lives, которые в конце прошлого года выдали в эфир ленту «Право на смерть?», в буквальном смысле задокументировавшую добровольный уход из жизни
неизлечимо больного Крэйга Эверта. Учитывая, что всякий раз обсуждается не только серьезнейшая морально-этическая проблема, но и трагические детали человеческой жизни, каждая подобная драма имеет обыкновение превращаться в мыльную оперу.
Вот и теперь весь континент следит за тем, разрешат ли Беппино Энгларо прекратить вегетативное существование его дочери, получившей серьезнейшую черепно-мозговую травму 17 лет назад. Сам несчастный отец утверждает, что его дочь всегда говорила, что не хочет быть обузой для других, и что она никогда не согласилась бы по своей воле влачить столь жалкое существование. Борьбу за право отключить системы жизнеобеспечения г-н Энгларо вел в судах без малого десять лет и в итоге добился желаемого вердикта -- Верховный суд, приняв во внимание сообщение медиков о необратимости комы, постановил, что Элуана Энгларо должна быть переведена в хоспис, чтобы провести там оставшиеся дни. Однако победы на юридическом поле оказалось мало -- несчастная семья теперь угодила еще и в политический водоворот.
Правительство Берлускони, пытаясь поддержать авторитет у избирателей, неожиданно развило бурную деятельность, пытаясь препятствовать этому акту пассивной эвтаназии. Кабинет министров подготовил специальный законопроект, запрещающий врачам отключать системы жизнеобеспечения. Клинику La Quiete в Удине, куда недавно перевезли Элуану Энгларо, измучили проверками. Министр здравоохранения Италии Маурицио Саккони, еще в декабре запретивший своим приказом всем врачам страны прекращать искусственное питание находящихся в коме, теперь утверждает, что врачи La Quiete нарушают судебное решение. Якобы Верховный суд предполагал, что Элуана Энгларо окончательно распрощается с этим миром в условиях хосписа, а клиника в Удине не подходит под это определение. Вчера, как сообщает Reuters, условия пребывания пациентки в клинике проверили инспекторы местного муниципалитета. Заместитель главного врача La Quiete Лучано Каттивелло утверждает, что в клинике выполняются все требования закона и вердикта Верховного суда.