Вчера комитет киргизского парламента по обороне, безопасности, правопорядку и судебно-правовой реформе одобрил представленный правительством законопроект «О денонсации ответной ноты МИД Киргизии на ноту посольства США от 4 декабря 2001 года, образующих вместе Соглашение между правительством Киргизии и правительством США». Так официально называется документ, на основании которого на территории бишкекского аэропорта вот уже девятый год дислоцируется американская военная авиабаза Манас. Именно так, через парламент,
как и предполагала газета «Время новостей», начался объявленный президентом Курманбеком Бакиевым 4 февраля в Москве процесс вывода этой базы.
Впрочем, выяснилось, что попутно придется одобрить еще 11 законопроектов по денонсации соглашения по Манасу. Ведь оно было заключено также с Нидерландами, Канадой, Новой Зеландией, Данией, Испанией, Францией, Австралией, Южной Кореей, Италией, Турцией, Норвегией. Это формальное обстоятельство, по мнению некоторых киргизских депутатов, может несколько затянуть законодательный процесс, но, похоже, никак не должно повлиять на окончательный результат, который в другую историческую эпоху и по отношению к другому объекту звучал предельно ясно: «Карфаген должен быть разрушен».
На самом деле, как утверждают историки, римский сенатор Катон Старший выразился менее кровожадно: «Карфаген не должен существовать». И эта формулировка гораздо более приличествует нашему случаю. Другими словами, процесс формального киргизско-американского развода должен привести к прекращению функционированию Манаса в формате военной авиабазы. Но трудно себе представить, что столь дорогостоящая инфраструктура, созданная для логистической поддержки расширяющейся военной операции США и НАТО в Афганистане, будет «разрушена» -- при том, что Киргизия остается участником широкой антитеррористической коалиции, созданной США после 11 сентября 2001 года.
Ту же мысль, но другими словами выразил на днях в интервью радиостанции «Эхо Москвы» генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер: «Конечно, несколько странно, что в то же время мы видим закрытие этой базы в Киргизстане, если НАТО и Россия будут сотрудничать по этому вопросу (по Афганистану. --
Ред.)». Г-н Схеффер, выразив «надежду, что решение киргизского правительства не является окончательным», заметил, что после встречи в Мюнхене с российским вице-премьером Сергеем Ивановым думает: «Он, может быть, нам окажет содействие с тем, чтобы убедить президента Киргизстана в том, что Россия и НАТО могут сотрудничать в отношении Афганистана». Генсек НАТО завуалированным образом выразил широко распространенное в мире мнение, что демарш Бишкека по Манасу был инспирирован Москвой.
Правда, это мнение в самой Москве считают глубоко ошибочным и уже который день на всех, в том числе и самых высоких уровнях утверждают, что решение киргизского руководства было исключительно «суверенным». Но при этом никто не объясняет, почему президент Бакиев объявил о нем не в своей стране, где с напряженным ожиданием ожидали этой новости уже с середины января, когда впервые о ней как о деле решенном сообщила 12 января наша газета. И не в США, чья база подлежала выводу. А в Москве, столице третьей страны, не имеющей прямого отношения к киргизско-американскому соглашению по Манасу.
С таким же гневным пафосом высокопоставленные российские чиновники отвергают саму мысль о том, что вывод американской базы есть не что иное, как плата Москве за ее обещание предоставить щедрую финансовую помощь Бишкеку, списать долги и даже дать деньги на строительство Камбаратинской ГЭС. Тут вынужден согласиться: скорее всего расплачиваться не придется -- лет через сорок Россия и эти долги спишет. Если, конечно, Москва обещание выполнит, соглашения о выделении кредитов до конца апреля Госдума ратифицирует и деньги в киргизскую казну все-таки поступят.
Все это следует понимать по-другому. На Востоке принято благодарить друзей за помощь, и в ответ им делают приятно, демонстрируют жест, который дорогого стоит. В Кремле, где с лета 2005 года Бишкеку давали понять (иногда вместе с партнерами по ШОС, иногда без них), что пора уже «определяться со сроками пребывания иностранных военных баз», подобное вызревшее наконец «определение» не могло не быть оценено по достоинству. Постпред России в НАТО Дмитрий Рогозин по-рыцарски отнесся к этому жесту. «Киргизия -- суверенная держава и вправе самостоятельно принимать решение, иметь ли ей на своей территории иностранные войска, и если иметь, то какие», -- заявил он 8 февраля. Уверен, что г-н Рогозин не собирался как-то особенно льстить Киргизии, называя ее «державой». Если человек патриот своей страны, ему эти слова вообще даются легко, даже по отношению к соседней, тем более дружественной стране.
Тут другое дело. За пару дней до этого наш постпред в НАТО уже успел предположить, что освободившееся место американских военных в аэропорту Манас займут российские. Потом г-н Рогозин поправился, «допустив мысль, что Киргизия, освободив Манас от американского присутствия, могла бы предложить возможности этой базы для сил оперативного реагирования ОДКБ». В связи с этим особенное звучание приобретают слова г-на Рогозина про киргизскую «державу», которая сама «вправе» решать, какие «иностранные войска» ей у себя иметь. Любо-дорого наблюдать, как держава с державой говорит. Будем теперь ждать, когда и как намек поймут киргизские «державники»...
Вашингтон уже все понял по Манасу правильно. Оттуда уже дали знать, что проведут «некоторые переговоры с Москвой» по этому вопросу. Собственно, вот и вся цена вопроса о том, с кем в Средней Азии помериться силами, чтобы показаться главным.