|
|
N°22, 10 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
E.ON переходит в экономный режим
В опубликованном вчера в газете Handelsblatt интервью председатель правления крупнейшего германского энергетического концерна E.ON Вульф Бернотат заявил, что его компания подготовила пакет антикризисных мер. Ожидается, что сегодня перечень этих шагов будет представлен сотрудникам.
Среди характерных отрицательных тенденций глава E.ON называет финансовый кризис, падение цены на энергию, рост конкурентного соперничества на рынках энергии, а также ряд, как он выразился, доморощенных проблем. «Мы приняли на вооружение пакет мер, с помощью которых намерены повысить производительность и снизить затраты», -- сказал Вульф Бернотат.
Тем самым менеджмент энергетического концерна ответил на вызов, брошенный глобальным финансовым и экономическим кризисом. «Мы являемся энергетическим предприятием и не в такой мере затронуты, как, скажем, автомобильная промышленность или машиностроение, -- сказал г-н Бернотат. -- Но тем не менее мы не сможем не ощутить кризис, если наши клиенты-потребители будут вынуждены сокращать свое производство». Для шефа E.ON все более очевидно, что «времена становятся труднее». Следовательно, отмечает он, придется повременить с крупными поглощениями, еще раз проанализировать эффективность тех или иных инвестиций.
Впрочем, шеф германского энергогиганта не сомневается в необходимости крупных инвестиций в российскую энергетику. "В позитивной оценке потенциала роста российской компании ОГК-4, приобретенной концерном в 2007 году, ничего не изменилось", -- подчеркнул Вульф Бернотат. И это несмотря на то, что E.ON приобрел активы ОГК-4 за 4,6 млрд евро, а сегодня стоимость предприятия составляет незначительную долю от уплаченной продажной стоимости. При этом г-н Бернотат подчеркнул: «Правильно, что цены еще год назад были выше, чем теперь. Но решения принимаются тогда, когда приходит их черед -- в данном случае решения принимались исходя из стратегических соображений».
Глава E.ON счел необходимым также обратиться к представителям политики, от которых он потребовал предоставления энергоконцернам «большей свободы для самостоятельности». Он отметил, что концепция дробления крупных концернов и конкуренции множества «атомизированных» структурных единиц предприятий «ведет в безумие». Российско-украинский газовый спор, отметил шеф E.ON, продемонстрировал, что было нецелесообразным отбирать газопроводы у крупных предприятий. Эти предприятия, сказал он, справились с кризисом снабжения «быстро и без шума». Именно в Германии возникает вопрос, стоит ли в газовом секторе на самом деле повторять ошибки, допущенные в нефтяной отрасли. Ведь в отличие почти от всех европейских стран Германия сегодня не располагает ни одним нефтяным предприятием, которое играло бы заметную роль на мировом рынке. Перед лицом проблем, возникающих в связи с мировыми закупками, в случае с газом этого не должно повториться.
Юрий ШПАКОВ, Берлин