|
|
N°21, 09 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"США не отдадут постсоветское пространство на откуп русским"
Дискуссии, проходившие на Мюнхенской конференции, в интервью корреспонденту «Времени новостей» Юрию ШПАКОВУ прокомментировал эксперт по вопросам безопасности Германского общества внешней политики Хеннинг РИККЕ, являющийся руководителем программы «США --Трансатлантические отношения».
-- Насколько чувствительной для новой администрации США может стать утрата военной базы в аэропорту Манас в Киргизии?
-- Это важная проблема. Успешное проведение военных операций в Афганистане на основе мандата ООН во многом зависит от наличия стран-партнеров, предоставляющих возможность дислоцирования таких авиабаз. Немецкий бундесвер, которому Россия предоставляет право полетов в Афганистан над своей территорией, располагает авиабазой в узбекском Термезе. Значительная часть тылового снабжения войск НАТО в Афганистане осуществляется через территорию Пакистана. Однако этот путь более уязвим.
-- Закрытие базы США в Киргизии некоторые аналитики расценили как российскую внешнеполитическую «оплеуху» новому президенту Бараку Обаме...
-- Речь скорее идет о дипломатическом шаге со стороны Киргизии. Ее нынешнее правительство ориентировано пророссийски и не столь открыто по отношению к США. Что касается российско-американских отношений, то здесь ожидается появление новых концепций, предвещающих разрядку напряженности. Дипломатический, или, как еще принято говорить, коммуникативный стиль администрации Обамы находит положительный отклик в российском руководстве. В какой степени это скажется на возможном отказе России от ее великодержавных амбиций, пока говорить преждевременно.
-- Комментируя укрепление сотрудничества России со среднеазиатскими государствами, некоторые западные наблюдатели говорят чуть ли не о шаге к новому «Варшавскому пакту».
-- Вряд ли корректно рассматривать создание Россией и рядом стран Средней Азии коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в качестве «нового издания» Варшавского договора. Исторические параллели всегда страдают неточностями. Сейчас речь идет о военном союзе, который не придерживается стратегии запугивания или наступательной стратегии, направленной против НАТО и стран Запада. Россия пытается привлечь на свою сторону партнеров и создать коалиции, которые смогли бы играть большую роль, например, в реализации ее интересов в сфере энергетики. Создание нового военно-политического блока в противовес НАТО не соответствовало бы политическим реалиям XXI века. В отношениях России с США и другими странами Запада отсутствует такой характерный компонент «холодной войны», как идеологическое противостояние. Сегодня приоритет отдается экономическим интересам.
-- Реально ли ожидать от новой администрации США отказа от планов развертывания элементов системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе?
-- Каждое новое правительство обладает правом анализа и пересмотра тех решений, которые были приняты предшествующим. Но было бы опрометчиво полагать, что новый президент США повернет вспять процесс создания системы ПРО. Между прочим, в нынешнем виде данный военный проект был инициирован еще при правительстве демократов во главе с президентом Биллом Клинтоном. Сценарии угроз и военно-политическое обоснование создания системы ПРО на сегодняшний день не утратили актуальности.
Многое в Белом Доме еще находится в стадии обсуждения. Это относится и к политике в отношении России. Скорее всего новое правительство США будет в большей степени, чем это было при Джордже Буше, дискутировать с Россией на равных, или, как мы говорим, на одном уровне глаз. Но, на мой взгляд, усиливающаяся активность России в зоне ее политико-экономических интересов скорее нарушает баланс безопасности в Европе. Так что многое сейчас зависит от России. Ведь она в последнее время активно пыталась проводить в отношении ряда соседних стран политику силы и угроз, тем самым создавая условия для одностороннего укрепления своей безопасности. Америка, со своей стороны, руководствуется своими интересами и принципами поддержки процессов демократизации и экономических реформ на постсоветском пространстве. Вряд ли администрация Обамы позволит России делать в соседних государствах все, что заблагорассудится. США не отдадут постсоветское пространство на откуп русским. Тем более что там у ряда стран налицо стремление к сближению с Западом.
-- А будет ли Америка при Обаме делать все, что ей заблагорассудится?
-- Это невозможно хотя бы по той причине, что в условиях глобального финансового кризиса и ограниченных экономических возможностей резко сократились шансы для активизации внешней политики. Поэтому американцы будут концентрироваться на таких явных проблемах, как Афганистан. Для США важно решить экономические и социальные проблемы у себя дома. Остается открытым вопрос, сможет ли Обама сохранить за США роль мирового лидера на международной арене.
|