|
|
N°21, 09 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Невмешательство СССР придавало смелости»
Диалог власти и оппозиции в Польше 20 лет назад привел к концу социализма в стране и повлиял на другие страны соцлагеря. О том, как это происходило и какой была роль Москвы, "Времени новостей" рассказал деятель нелегальной «Солидарности», а ныне профессор истории Института политических исследований Польской академии наук, председатель коллегии Института национальной памяти Анджей ПАЧКОВСКИЙ.
-- В дебатах историков на тему «Год 1989 -- зарождение свободы», которые прошли на днях в президентском дворце в Варшаве, можно было услышать, что «круглый стол» в Варшаве был спланирован в Москве и его заседания шли под режиссуру СССР. Так ли это?
-- В таком суждении срабатывает стереотип постоянной боязни Советского Союза. Действительно, долгие десятилетия СССР контролировал ситуацию в Польше и даже руководил некоторыми событиями. И все, что делалось у нас самостоятельно, сопровождалось вопросом: а что скажут в Москве? Но к началу 1989 года положение изменилось. В Варшаве уже видели, что возможности советской военной интервенции и идеологического давления ограничены, а потому обе стороны переговоров -- правительственная и оппозиционная -- были убеждены, что Москва вмешиваться не будет. Так и было.
-- Казалось, успех оппозиции, впервые добившейся некоторых демократических свобод, укрепит ряды «Солидарности». Но вышло наоборот. До сих пор идут разговоры о тогдашних уступках власти и даже предательстве...
-- Противоречия в «Солидарности» начались позже, но линия раздела произошла в период «круглого стола». К разногласиям привели его последствия и ход событий. Многие не соглашались с тем, что сферы свободы и демократии отвоевываются слишком медленно. Ведь в Восточной Европе уже рушилась коммунистическая система, да и в самой Польше в 1990 году была распущена «руководящая сила» -- Польская объединенная рабочая партия. А оппозиционное движение взяло курс на консервативное и умеренное направление. Это и привело к столкновению с теми, кто требовал решительного обновления.
-- Некоторые говорят, что оппозиция напрасно согласилась с тем, что Войцех Ярузельский стал президентом страны.
-- Когда на переговорах все пришли к согласию по предложению учредить президентский пост, то фамилии генерала никто и не называл. Но все знали, о ком идет речь. Понятное дело, что пост президента создавался, чтобы гарантировать коммунистической партии полный контроль над армией, органами безопасности, внешней политикой. Но потом события приняли необратимый характер. Ярузельский был избран парламентом перевесом всего в один голос. И уже через год, после его отставки, в результате всеобщих выборов президентом Польши стал лидер «Солидарности» Лех Валенса.
-- Каков главный итог «круглого стола»?
-- Начало трансформации общественного строя. «Круглый стол» сам по себе ничего не изменил, но выработал инструменты и механизмы перемен. Сработала договоренность о частично свободных парламентских выборах, которые состоялись 4 июня 1989 года. Оказалось, что само общество пошло дальше. Треть мест в сейме, согласно «контракту» с властью, досталось команде Леха Валенсы, а в учрежденной верхней палате парламента -- сенате -- все сто мест заняла оппозиция. Результатом выборов стало первое некоммунистическое правительство во главе с Тадеушем Мазовецким. Польский способ смены власти и строя через переговоры стал примером для многих стран Восточной Европы. Невмешательство Советского Союза придавало смелости, что приблизило начавшееся вскоре объединение Германии.
Беседовал Валерий МАСТЕРОВ, Варшава