|
|
N°21, 09 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шайба для Баррозу
Главе Еврокомиссии не удалось сблизить позиции ЕС и Москвы
Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу накануне мюнхенской конференции по безопасности провел в Москве крайне насыщенный день: в течение одной пятницы он встретился и с президентом России Дмитрием Медведевым, и с премьер-министром Владимиром Путиным. Несмотря на то что газовый конфликт между Россией и Евросоюзом, по крайней мере временно, исчерпан, именно тема транспортировки российского газа стала ключевой на переговорах. И единственной, по которой у сторон не было разногласий. В остальных вопросах руководители России выступили в общении с главой правительства Евросоюза как добрый и злой следователи. Если Дмитрий Медведев был исключительно дипломатичен с высоким гостем, то от Владимира Путина г-н Баррозу получил жесткую отповедь.
На встрече в Кремле речь в основном шла о газе. «Очень важным является вопрос энергетической безопасности. Последний газовый кризис показал, что в этом не все благополучно. Ситуация очень уязвимая», -- заявил г-н Медведев. По его словам, сколько бы ни говорили о том, что такого рода проблемы должны решаться на двустороннем уровне «странами, которые находятся в конфликте», тем не менее от этого конфликта страдают интересы третьих стран. «А раз это так, нам нужно подумать о том, чтобы создать полноценную международно-правовую систему защиты от подобных инцидентов, потому что нынешняя система не срабатывает. Я имею в виду в том числе и Энергетическую хартию», -- сказал г-н Медведев.
Россия подписала документ еще в 1994 году, отказавшись лишь от протокола по транзиту, дающего доступ независимым поставщикам газа к трубопроводу. Впрочем, практического значения это не имеет, так как хартия до сих пор не ратифицирована парламентом, и все последние годы Москва постоянно говорит о том, что документ нуждается в существенной переработке.
«Последний раз, когда мы говорили с вами по телефону, мы пытались урегулировать кризис, который вообще не должен был произойти. Я оценил ваше личное участие в решении этой проблемы. Очень важно сейчас предпринять усилия для того, чтобы подобные проблемы не возникали в будущем», -- сказал Дмитрию Медведеву г-н Баррозу. Он подчеркнул, что Еврокомиссия считает вопрос энергобезопасности крайне важным как для России, так и для Евросоюза.
Глава Еврокомиссии напомнил, что не раз говорилось о необходимости усиливать позитивную взаимозависимость в этом вопросе. «Она очень важна сейчас, когда мы столкнулись с глобальным кризисом. Мы все в этом заинтересованы -- Россия, ЕС, крупные партнеры. Без глобальной координации мы не сможем преодолеть последствия кризиса», -- подчеркнул г-н Баррозу в беседе с российским президентом. После чего направился в Белый дом.
Владимир Путин обратился к еврочиновникам с просьбой продолжать держать руку на газовом пульсе Украины. «Просили бы наблюдателей продолжить контроль (за украинскими газотранспортными станциями. -- Ред.) хотя бы до конца первого квартала текущего года», -- сказал главе Еврокомиссии г-н Путин, заодно проинформировав, что российских наблюдателей «Нафтогаз Украины» к себе не пускает. «Они останутся, если это будет способствовать повышению доверия и сохранению поставок», -- заверил Путина еврочиновник. По словам российского премьера, г-н Баррозу также подтвердил заинтересованность Еврокомиссии в сооружении "Северного" и "Южного потока" -- газопроводов из России в Западную Европу по дну Балтийского и Черного морей в обход "ненадежных" транзитных стран.
Но как только разговор отошел от темы газа, согласие и взаимопонимание у собеседников сразу закончились. «Мы готовы искать компромиссы, двигаться в сторону наших партнеров, понимая и уважая их интересы, но требуем такого же отношения и к России», -- жестко заявил Владимир Путин. Российский премьер пояснил, что он имеет в виду: «если в Косово мы поступили одним образом, значит, таким же образом мы должны поступать и во всех других частях света», явно намекая на войну с Грузией, закончившуюся односторонним признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.
С не меньшей жесткостью г-н Путин отреагировал и на попытки европейского гостя обратить внимание на сложности с соблюдением в России прав человека в европейском понимании этого слова. Тот выразил обеспокоенность ЕС недавними убийствами журналистов и правозащитников. «Мы люди одной цивилизации и должны жить по одним правилам», -- заявил глава Еврокомиссии. К слову, этот тонкий вопрос г-н Баррозу затрагивал и в беседе с президентом Медведевым, но тот отреагировал на него очень спокойно. «Я не могу выступать от имени президента России, поэтому сейчас прошу господина Баррозу: примите ответную шайбу от правительства Российской Федерации», -- сказал г-н Путин. И опять же посоветовал европейцам начать с себя. «Мы не удовлетворены тем, как решается проблема русскоязычного меньшинства в Прибалтике. Мы знаем о правах мигрантов в странах Европы и как они нарушаются. Мы знаем о ситуации в некоторых тюремных системах отдельных европейских государств. И у нас есть такие же проблемы», -- пустился в контрнаступление г-н Путин.
Но что уж говорить о признании новых независимых государств и правах человека, если даже такая «вечная» тема, как присоединение России к Всемирной торговой организации, и то вызвала новый спор. «Мы с вниманием отнеслись к предложениям России в рамках «группы двадцати» в отношении реформы международной финансовой архитектуры. Считаем, что Всемирная торговая организация является хорошей платформой для проведения этих переговоров. Европейский союз поддерживает вступление России в ВТО», -- сказал г-н Баррозу. В ответ Владимир Путин иронично поблагодарил гостя за то, что Россию туда так и не приняли.
Вера СИТНИНА