Администрация президента США Барака Обамы готова сделать России масштабные предложения по двустороннему разоружению. Но камнем преткновения в военно-стратегическом сотрудничестве США и России остается желание США разместить элементы системы ПРО в Восточной Европе -- Польше и Чехии, вблизи российских границ. Новая администрация США пока до конца не определилась, размещать ли ПРО в Восточной Европе: на закончившейся в воскресенье в Мюнхене 45-й международной конференции по безопасности американская сторона посылала на сей счет противоречивые сигналы -- от готовности консультироваться с Россией и НАТО при размещении системы до возможности коренного пересмотра проекта. Тем не менее этот камень преткновения в отношениях России и США может стать краеугольным камнем сотрудничества двух великих военных держав.
"Несуществующая угроза?"26 февраля, к встрече министров обороны стран НАТО, планами альянса предусматривается завершить анализ вариантов построения "всеобъемлющей" архитектуры ПРО. Все варианты ПРО НАТО в Европе, как говорилось в итоговом коммюнике заседания совета организации, прошедшего в начале октября 2008 года, будут включать планируемый к развертыванию в Польше и Чехии так называемый третий позиционный район (ТПР) глобальной ПРО США. По мнению российского МИДа это дает основание утверждать, что "интегрированная" европейская система противоракетной обороны будет обладать противороссийским потенциалом.
Россия отказывается от участия в глобальной ПРО США, но соглашается на совместную «оценку существующих и потенциальных ракетных угроз и реагирования на них». Еще в ноябре 2007 года заместитель директора департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Сергей Кошелев заявлял в кулуарах форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, на котором обсуждался вопрос о возможном развертывании элементов американской системы ПРО в Европе, что «нам предлагается втягиваться в строительство дорогостоящего проекта ради защиты от несуществующей угрозы».
Москва и Вашингтон расходятся в оценках сроков приобретения иранцами такого ракетного потенциала, который мог бы угрожать Европе и России. Поэтому российские дипломаты настойчиво повторяют тезис о заинтересованности Москвы в совместном с США и Европой анализе ракетных угроз. Анализ начинается с регистрации испытательных пусков наших южных соседей, в том числе Ирана. Поэтому Россия предложила использовать свою радиолокационную станцию в Азербайджане, на что американцы ответили отказом, т.к. она якобы слишком близко расположена к Ирану и потому уязвима для ракетного удара. На самом деле Габала далеко не новый локатор, чтобы не сказать больше. Зато в феврале Россия вводит в строй новую РЛС "Воронеж-ДМ", которая будет работать в дециметровом диапазоне радиоволн, что позволит устойчиво обнаруживать цели над южными морями. Установлена она в Армавире, значительно дальше от Ирана, чем Габалинская, и, главное, тоже может быть использована американцами для совместного анализа ракетных угроз. Немаловажный фактор -- отсутствие значительных расходов на создание элементов ПРО в период небывалого экономического кризиса.
В то же время еще в октябре 2007 года космические войска (КВ) РФ провели успешный испытательный пуск противоракеты ближнего действия «с целью подтверждения тактико-технических характеристик противоракет и продления сроков эксплуатации ракет, стоящих на вооружении космических войск и входящих в систему противоракетной обороны (ПРО) страны», как заявил представитель КВ. Наличие у России зенитно-ракетного комплекса «Триумф» С-400, способного поражать баллистические ракеты, скорость которых не превышает 4,8 км/с, а дальность -- 3,5 тыс. км, говорит о том, что она могла бы участвовать в создании ПРО театра военных действий (ТВД), то есть защитить Европу от ракет среднего радиуса действия.
Однако, как видно из приведенной выше натовской формулировки, создание чистой ПРО ТВД Европы не просматривается. Ясно, что старые члены НАТО не очень заинтересованы в расходовании своих средств на создание ПРО Европы и рассчитывают на обещание США передать им новые технологии по созданию ПРО. За это они готовы спрятаться под противоракетный зонтик США, но только если это не поссорит их с Россией. Вопрос запутанный. Военная составляющая проблемы явно уступает политической.
Элемент политического торгаПРО становится элементом возможного политического торга и символом возобновления сотрудничества России с США и НАТО в противодействии распространению ракет и ракетных технологий. О том, что проблема скорее политическая, чем военная, свидетельствует тот факт, что американцы не смогут сбивать иранские ракеты, даже если те будут запущены в сторону Европы и даже если они долетят до нее. (На сегодня дальность иранской ракеты Шааб-3 -- 1600 км, тогда как расстояние от Тегерана до Варшавы -- 3 тыс. км. В то же время запуск первого иранского спутника 3 февраля является большим успехом Тегерана в ракетостроении.)
Американское ноу-хау в области политического торга -- реклама возможных угроз сопернику, угроз, которые не материализованы, а затем размен этих «виртуальных угроз» на реальные уступки с другой стороны. Правда, в отношении евроПРО можно сказать, что реклама была завуалированной. Никто прямо не говорил, что третий позиционный район будет угрожать России. Напротив, США убеждали русских, что ТПР направлен на обуздание ракетных амбиций Ирана, не более того.
С точки зрения технической российские и американские специалисты считают, что нынешняя или будущая система ПРО не сможет сколько-нибудь эффективно справляться с задачей перехвата современных баллистических ракет, которыми обладает Россия, даже если США предпримут существенное расширение состава системы, например увеличив количество перехватчиков.
В опубликованном осенью 2007 года исследовании генерала Владимира Дворкина, экспертов Павла Подвига, Теодора Постола и Джорджа Льюса говорится, что ни по полезной нагрузке, ни по системе управления они не приспособлены для поражения наземных целей. Использование самих перехватчиков или создаваемой для них инфраструктуры для наступательных целей абсолютно непрактично и может быть исключено.
Возможность компромиссаВозможность для компромисса есть на основе предложения президента России Дмитрия Медведева о создании новой системы европейской безопасности, которое может быть конкретизировано на саммите Россия--ЕС летом 2009 года. Российский президент предложил, чтобы до подписания специального глобального соглашения все страны Европы воздерживались от односторонних шагов, которые могут повлиять на безопасность континента.
Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. Идея ПРО в Восточной Европе, абсолютно провальная в отношении задекларированных целей -- защиты США (!) и Европы от ракет с Ближнего Востока и из Юго-Восточной Азии, создает платформу для совместной работы США и НАТО с одной стороны и России -- с другой при минимальных затратах.
Гибкость позиции России по ПРО может оказать влияние на обсуждение сотрудничества с ней в других стратегических вопросах, а заодно и на саму идею создания ПРО. В прошлом году конгресс США уже сократил на 35% запрошенные администрацией Буша расходы на позиционный район ПРО в Польше и Чехии в 2009 году.
Сотрудничество России и США в области раннего обнаружения пусков ракет может также повлиять и на позицию Ирана и Северной Кореи по участию в обсуждении ограничения распространения ракетного оружия. Если переговоры с ними начнутся, идея размещения РЛС и противоракет у границ России вообще может потерять смысл. Налаживание диалога между Россией и США конечно же очень непростая задача, но в итоге такая стратегия более продуктивна, чем конфронтация.
Становится очевидным, что для нового президента США главным в отношениях с Россией является интенсификация режима нераспространения оружия массового поражения, а более конкретно -- продление в той или иной форме Договора СНВ-1. Если для этого можно продать России такой ненужный в срочной перспективе, с точки зрения холодного прагматика Обамы, товар, как членство Грузии и Украины в НАТО или откладывание решения по евроПРО, то почему бы так не поступить. Все равно в таком состоянии, в каком находятся Украина и Грузия, о приеме их в НАТО и речи не может идти. А технические системы ПРО еще должны доказать свою эффективность. Тем более что сейчас деньги нужны для борьбы с экономическим кризисом, и просьбы банкиров о помощи со стороны государства сегодня в Америке слышнее, чем просьбы военных корпораций. Поэтому заявления о ПРО администрации Обамы формулируются сухо и прагматично.
Так, исполняющий обязанности начальника пресс-службы госдепартамента США Роберт Вуд напомнил, что новые американские власти ведут пересмотр прежних планов, связанных с развертыванием национальной системы ПРО. «Если новое правительство США убедится, что создание такой эффективно работающей системы действительно возможно, то соответствующие замыслы будут реализованы», -- заявил он.
У возможного сотрудничества между США и Россией в области противоракетной обороны "реально большой потенциал", добавил эмоций с помощью дипломатической фразеологии министр обороны Роберт Гейтс, выступая в сенатском комитете по делам вооруженных сил конгресса США.
Вашингтон явно готов к переговорам с Россией по широкому спектру, в том числе по вопросам, которые вызывают у нее беспокойство. Более того, замена СНВ-1 новым договором может стать одной из тем предполагаемого визита Обамы в Россию в начале апреля.