Время новостей
     N°70, 19 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.04.2002
Красная опера «камарада Бизе»
Троцкисты хотят стать третьей политической силой Франции
«Призрак Троцкого не дает покоя Жоспену!» -- комментируют происходящее злые языки. И в самом деле, ведя на предвыборных митингах массированный огонь по Жаку Шираку, лидер социалистов (которого не так давно заставили-таки признаться в троцкистском прошлом) нет-нет да даст пару залпов по Арлетт Лагийе, пассионарии троцкистской группы Lutte Ouvriere («Рабочая борьба»). Если верить зондажам общественного мнения, именно эта маленькая востроносая женщина выходит с 10% голосов на третье место в первом круге президентских выборов, который состоится в воскресенье.

Пламенной Арлетт 62 года. Официально не замужем («Конечно, в моей жизни есть мужчина, но я его прячу от журналистов»). Живет в снимаемой в аренду квартире в парижском пригороде, в доме, который у нас назвали бы хрущобой. Всю жизнь проработала машинисткой в банке Credit Lyonnaise, сейчас на пенсии. Мадмуазель Лагийе -- признанный ветеран среди участников выборов, ведь она претендует на мандат президента Франции уже в пятый раз. На предыдущих выборах 1995 года за нее высказались 5,3% избирателей. Она -- советник в правительстве региона Иль-де-Франс, европейский депутат. Как Арлетт охотно сообщает журналистам, все доходы от политики она добровольно передает в «боевую казну» троцкистов.

«Труженики и труженицы!» -- так она начинает все свои выступления. Программа новоявленной пассионарии незамысловата: диктатура пролетариата, национализация предприятий, рабочее самоуправление, создание Европы трудящихся, а не эксплуататоров... У социалистов и особенно у коммунистов участие Арлетт в предвыборной кампании вызывает жестокую головную боль. Дело понятное: Арлетт, известная в рядах троцкистов под кличкой «камарад Бизе», отбирает электорат у левых. «Теперь, когда пророки начинают предсказывать Арлетт Лагийе внушительный счет в первом туре, пришла пора спросить, каковы ее истинные намерения и как она как политик будет отвечать за свои слова», -- не сдержался, выступая по радиоканалу RTL, Лионель Жоспен. В еще большей растерянности коммунисты: «Арлетт Лагийе не способна совершить ничего толкового! Она путает левых с правыми и без стеснения лжет электорату».

Ясно одно: за «камарада Бизе» проголосуют не только сирые и убогие, но и наверняка те, кто идет в Пятой республике к избирательным урнам с кукишем в кармане. Многие французы устали от бесконечной толкотни политического истэблишмента, поддержка 62-летней мадмуазель для них нечто вроде звонкой пощечины пресному и сытому миру «честных буржуа»... Впрочем, так ли она проста и искренна -- та, чье имя стало в современной Франции чем-то вроде торговой марки?

«Не критикуйте Арлетт, она святая! -- внушают нам даже те политики, которых трудно уличить в дебилизме, -- пишут в парижской Liberacion Даниэль и Габриэль Кон-Бендит, лидеры французских «зеленых». -- Не спешите с выводами, господа и товарищи! Арлетт не святая, она лишь исполнительная и преданная сторонница засекреченной секты, жестко управляемой гуру, который скрывается под боевой кличкой Арди, он же Роже Жирардо». Разоблачения, сделанные братьями Кон-Бендит, может, и прозвучали сенсационным открытием для широкой публики, но специалистам, занимающимся изучением аморфной галактики под названием «французский троцкизм», большинство изложенных в Liberacion фактов давно известно.

Да, под псевдонимами Арди и Жирардо существует некто Робер Барсиа, сделавший делом жизни пропаганду троцкизма. Этот процветающий бизнесмен, сделавший состояние на производстве медицинского оборудования и, вообще, на медицинском сервисе, основал законспирированную структуру под названием «Коммунистический союз». Члены его не могут иметь семью, крупную собственность -- скажем, квартиру, дом или машину, -- обязаны отдавать большую часть заработков на «борьбу за освобождение пролетариата». А точнее, непосредственно ему, Роберу Барсиа, избегающему прессы как черт ладана. Короче, «Комсоюз» похож на айсберг, надводной частью которого как раз и является «Рабочая борьба» под руководством мадмуазель Лагийе -- организация легальная, с официальным фасадом.

«Как профессиональный торговый менеджер месье Барсиа запустил на рынок новый политический продукт под маркой «Арлетт», женщину симпатичную, искреннюю и придерживающуюся тех же, что и он, идей, -- пишут братья Кон-Бендит. -- Что тут поделаешь? У наших соседей символом женщины в политике является Маргарет Тэтчер, а у нас -- Арлетт с ее околополитической галиматьей... Если бы за кем-то из кандидатов в президенты замаячила тень «Свидетелей Иеговы» или Церкви сайентологии, можно представить себе, какая буча началась бы во французской прессе. А вот «Коммунистический союз» никого не смущает...»

Любопытства ради я взял в муниципальной библиотеке книгу Арлетт Лагийе со скромным названием «Мой коммунизм» и сперва принялся отмечать откровенные ляпсусы, допущенные в ней. Потом перестал, надоело! Ошибок было столько, что невольно возник вопрос: на кого рассчитано это откровенное промывание мозгов, где история ставится с ног на голову, а Троцкий воспевается как едва ли не главный благодетель человечества?

«Сколько же грубых ошибок должны были совершить настоящие французские политики, чтобы избиратели пригрозили сегодня отдать до 10% голосов Арлетт Лагийе?» -- спрашивают со страниц Liberacion лидеры экологистов. А меня мучат другие вопросы. Откуда у пламенной Арлетт немереные средства для развертывания столь широкомасштабных электоральных баталий? Кому в Пятой республике потребовалось сейчас воздвигать в полный рост троцкистско-сталинское пугало? Не получится ли так, что, проникнув в институты власти под шумок о «буржуазном загнивании» традиционных левых партий, «камарад Бизе» и иже с ней примутся диктовать Пятой республике свои правила игры?..

Петр РОЗВАРИН, Париж