|
|
N°20, 06 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крах Интернационала
Берлинале открылся провалом
Поначалу я несколько скептически отнесся к предположению коллеги о том, что бывшая надежда немецкого кино Том Тыквер окрестил свой новый триллер «Интернационал» не случайно, а с дальним ироническим прицелом. Но нет, действительно интернационал. Не первый, не второй, не третий, но новый интернационал торговцев оружием и коррумпированных банкиров. Даже ссадина на скуле агента Интерпола Луиса Сэлинджера (Клайв Оуэн) не без умысла нарисована гримерами в форме пятиконечной звезды.
Интерполовец за компанию с американским юристом (Наоми Уоттс) выходит на след люксембургского банка, который контролирует поставку дешевого китайского оружия воюющим странам. В процессе расследования выясняется, что виноват не люксембургский народ, а сгубившая его и всех нас капиталистическая система. Основано, понятное дело, на реальных событиях.
Уоттс не выглядела так беспомощно и неуместно со времен американского ремейка японского «Звонка». И даже стильная небритость несостоявшегося Джеймса Бонда Оуэна не в силах пресечь хихиканье аудитории на реплике: I want some fucking justice! Что сказать о режиссуре? Фильм, задуманный как триллер, превращается в километры незапоминающихся диалогов (два часа! два часа этой ерунды!!!) и плосковатых крупных планов. Некоторое оживление в зале вызывает лишь перестрелка в нью-йоркском музее Гуггенхайм, заканчивающаяся цитатой из классических вестернов, только вместо люстры с оплывшими огарками на головы бандитам падает многотонная инсталляция неизвестного современного художника.
Берлин, Лион, Милан, Нью-Йорк, Стамбул и еще добрый десяток городов, в которых снималась картина, выглядят безжизненными декорациями. Ни одной запоминающейся детали, ни одной уличной сценки на втором плане, ни одного проявления жизни вообще. Даже во время финальной казни главного злодея, происходящей на фоне живописных стамбульских трущоб, где-то неподалеку от Святой Софии, ни одна турецкая голова не высунется полюбопытствовать: что это там за шум на лестнице? И так понятно: снимается очередная дорогостоящая европейская копродукция. Наш ответ Голливуду. Интернационал развитых кинематографий Старого Света.
Вроде уже все обругал, но не могу удержаться и не упомянуть музыку, которую, по собственному обыкновению, Тыквер пишет и аранжирует сам. Звучит она как синтезатор, который забыла выключить после репетиции в заштатном Доме культуры подмосковная рок-группа.
За время своей не очень долгой, но любопытной карьеры Тыквер снимал очень разное по направленности и уровню кино. Была холодноватая, но виртуозная и многообещающая «Зимняя спячка» (1997). Была непревзойденная и лихая «Беги, Лола, беги» (1998), от которой невозможно оторваться и которую невозможно не любить. Были сентиментальные, но ненапрасные «Принцесса и воин» (2000). «Курс рухнул», как ныне принято выражаться, в 2002 году, когда очередной Берлинский кинофестиваль открылся «Раем» -- первым фильмом Тыквера, снятым не по его сценарию. В титрах сценаристом значился Кшиштоф Кешлевский, но, поверьте, при формальном следовании первоисточнику не было ничего более далекого от сдержанного и страстного целомудрия покойного польского классика.
С тех пор, окончательно исчерпав собственный запас вдохновения, Тыквер стал едва ли не худшим типом ремесленника -- создателем так называемых «европудингов», у которых одна задача -- доказать всему миру и прежде всего самим себе, что закат Европы еще не наступил. И если «Парфюмер» (2006) еще давал какие-то надежды преданным фанатам, то «Интернационал» -- это конец. Приехали, поезд дальше не идет.
Впрочем, по справедливости все это возмущение следует адресовать организаторам 59-го Берлинского кинофестиваля, которым надо как-то отчитаться миру за четырнадцать, что ли, миллионов бюджета. А Тыкверу -- только горестное недоумение за то, что не поставил, как рыжая Лола, на одну и ту же цифру два раза подряд, а разменял свой талант на бессмысленную дрянь.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин