|
|
N°20, 06 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стратегия прямого действия
Современное искусство движется в регионы
Выставка молодого московского художника Арсения Жиляева «Новый музей революции» проходит в воронежском выставочном зале на улице Депутатской. К сожалению, на фоне помпезных столичных открытий, колоссальных по размаху экспозиций, этот проект недостаточно заметен.
Арсений Жиляев разместил выставку «Новый музей революции» в городе Воронеже не случайно. Работа в Центральном Черноземье связана с идеей институциональной критики, попытками диалога с регионом, в котором родился художник. Поднимая вопросы музейного экспонирования, исторической памяти, автор ищет возможности обновления идей показа и представления объектов искусства в выставочных пространствах.
Материалы, с которыми работает Жиляев, суть продукты трудовой деятельности, утилизации и потребления: деревянные ящики, картон, пенопласт, гвозди, лопаты, газеты, журнальные вырезки. Собирая из них свои объекты и инсталляции, художник фиксирует неуловимую ритмику повседневности. Отходы жизнедеятельности общества обретаются на обочинах дорог, улицах, помойках, в помещениях полуразрушенных зданий. Художник, словно городской антрополог, собирает для зрителя эти молчаливые свидетельства исторической памяти, чтобы сложить из них целые истории и сюжеты. Его инсталляции предполагают размышления над проблемами сосуществования природного и техногенного начала в современной культуре, постановку вопроса эффективности коммуникации, в том числе и как эстетического высказывания.
Выставка «Новый музей революции» предлагает пофантазировать и перенестись в далекое будущее, где революция уже свершилась. Задача художника сохранить коллективные плоды революционного события, то бесформенное, что невероятно тяжело поддается опредмечиванию, хранению и фиксации. Так, художник создает обелиски, собранные из случайно найденных материалов, объект из лопаты, ледокола и спецодежды, имитирует граффити-дриппинг из портретов революционеров и бастующих людей.
Экспозиция разбита на два зала, рифмующихся между собой стилистически и концептуально. Инсталляция «Постамент» собрана из деревянных ящиков. Основой для нее послужил воронежский памятник Ленину. Размышляя над темой музеефикации события и его исторической интерпретации, художник предлагает очистить революцию от канонических, официозных и идеологических клише. Его «Постамент» заменяет классические памятники вождям и революционным деятелям, являя образ коллективного действия революции.
Второй зал рассказывает историю математика Теда Качински, который оставил кафедру и отправился жить отшельником в лес, выражая таким образом свой протест против техногенной цивилизации. Единственной связью с внешним миром для него служила своеобразная переписка с корпорациями в виде деревянных ящиков, набитых опилками и взрывчатыми устройствами. Его сообщения стали по-настоящему вредоносными, когда опилки были заменены гвоздями. Портрет Качински, сделанный из гвоздей, служит нарративной связкой для деревянных взрывов, которые, словно застыв во времени, расползаются по стенам выставочного зала.
Возможности взаимопонимания автора и зрителя Жиляев видит в использовании конкретных материалов, таких как дерево или картон. Наиболее доступные, дешевые, демократичные, эти материалы способны образовать универсальный эстетический язык, понятный для большинства социальных групп, ведь именно они и составляют каркас городской жизни глобализированного общества.
Предложения художника направлены в сторону солидарных связей, диалога, дискуссии и обсуждения. Именно поэтому на следующий день после открытия выставки была организована лекция, где предлагалось обсудить экспозицию в прямом диалоге с аудиторией.
Замечательно, что все пришедшие на обсуждение люди, которые никогда не собирались вместе и не посещали воронежские вернисажи, смогли приобщиться к языку современного искусства. Оказалось, что именно искусство в сегодняшних условиях может выступать медиумом, связующим звеном для артикуляции многих животрепещущих тем. Такой диалог со зрителем -- необходимое условие функционирования современного искусства, которое должно быть «общественным достоянием», а значит, платформой для активных действий зрителя.
Выставка Жиляева подтверждает, что привычное движение от периферии к центру иногда дает сбои. Постепенно современное искусство завоевывает новые территории, что видится демократической инициативой. Так, возможно, воронежский «Новый музей революции» станет шагом на пути к организации в регионе филиала Государственного центра современного искусства.
Мария ЧЕХОНАДСКИХ, Воронеж--Москва