На следующий день после возвращения в Душанбе из Москвы таджикского президента Эмомали Рахмона ждал сюрприз. Вчера в газете «Фараж», издающейся на таджикском языке, было опубликовано большое интервью сенатора Ходжи Акбара Тураджонзода. В нем известный политик, один из самых авторитетных мусульманских богословов Средней Азии, бывший лидер исламо-демократической оппозиции Таджикистана осмелился нарушить табу, фактически введенное в стране на публичное выражение сомнения в проводимой властями политике по отношению к России.
Интервью вышло под красноречивым заголовком: «Добрые отношения с Россией -- это в пользу наших национальных интересов». По сведениям «Времени новостей», оно было подготовлено за несколько дней до публикации (газеты в Таджикистане выходят раз в неделю, по четвергам), в разгар кампании, развернутой в таджикской прессе в поддержку президента Рахмона,
отказавшегося от визита в Москву 2 февраля. В Душанбе тогда обиделись на высказывания российского президента Дмитрия Медведева, сделанные им в Ташкенте, восприняв их как отказ от обещанного Таджикистану содействия в строительстве гидроэнергетических объектов. Рахмон приехал в Москву только через день, уже не на двусторонние переговоры, а на саммит ОДКБ и ЕврАзЭС.
«Таджикская пресса объявила Россию врагом, -- говорит Тураджонзода, -- но мы не должны в отношении России уподобляться старухам, говорящим гадости, и, не дай бог, враждовать с ней». Действительность такова, считает член верхней палаты парламента, что наша страна «очень сильно зависима от России». Ходжи Акбар Тураджонзода, обращая внимание на разразившийся в мире экономический кризис, предлагает сделать ряд политических и экономических шагов, которые улучшат ситуацию в Таджикистане. Во-первых, Душанбе как союзник и стратегический партнер Москвы должен был поддержать ее, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, что не поздно сделать и сейчас. Кроме того, Таджикистану было бы выгодно отдать России Таджикскую алюминиевую компанию (ТАЛКО) еще в 2004 году, когда был подписан большой пакет соглашений о сотрудничестве с Россией и российский РУСАЛ готов был прийти в Таджикистан, если бы ему позволили купить алюминиевый завод в городе Турсунзаде.
Но сделанное тогда заявление таджикского правительства о том, что этот завод не продается, стало одной из причин ухода РУСАЛа из Таджикистана. Тураджонзода был тогда вице-премьером таджикского правительства и считает, что средства от продажи завода могли бы позволить Таджикистану своими силами достроить Рогунскую ГЭС. Он говорит, что ТАЛКО ежегодно потребляет большие объемы электроэнергии -- до 6 млрд киловатт-часов, из-за чего таджикский народ полгода живет без тепла и света. А если бы завод принадлежал РУСАЛу, то россияне, уверен сенатор, нашли бы источник электроэнергии, покупая ее в других странах -- в Казахстане, Туркмении или Узбекистане, и избавили таджиков от этой головной боли. При этом сейчас алюминиевый завод покупает производимую в Таджикистане электроэнергию по льготным ценам, в три раза меньшим, чем другие предприятия.
Бывший лидер оппозиции допускает, что россияне, став собственниками ТАЛКО, заменили бы его руководство, «но не унесли бы с собой в Россию завод», то есть таджики работали бы там по-прежнему, получая нормальную зарплату. А сейчас более миллиона таджиков работают в России, и страна живет во многом благодаря тем деньгам, которые они переводят домой. Тураджонзода говорит, что, будучи вице-премьером, несколько лет назад излагал эти идеи руководству Таджикистана. «Если мы испортим отношения с Россией, -- говорит он, -- и будем, подобно таджикской прессе, сравнивать Путина и Медведева с Гитлером, оскорблять их, то Россия, не дай бог, закроет дорогу гастарбайтерам, и это будет катастрофа». Вчера утром, как только газета «Фараж» вышла из печати, к ее главному редактору домой приехали несколько человек, представившиеся сотрудниками ТАЛКО, и стали ему угрожать серьезными неприятностями.