|
|
N°20, 06 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стреляли по детям
Польские миротворцы могут сесть пожизненно за Афганистан
В варшавском Военном окружном суде начался беспрецедентный процесс. Семь польских военнослужащих из элитного десантно-штурмового батальона обвиняются в убийстве гражданских лиц. Все случилось 16 августа 2007 года в деревушке Нангар-Хел на юго-востоке Афганистана. Там утром взрывом мины были повреждены две машины из польско-американской колонны Международных сил по обеспечению безопасности в Афганистане (ИСАФ).
Прибывшие польские спецназовцы открыли огонь из пулеметов и миномета в сторону предгорья, где укрылись талибы, -- так, во всяком случае, солдаты рассказали по возвращении в часть. Несколько снарядов накрыли близлежащую деревеньку. Погибли восемь мирных граждан, включая двух женщин и троих детей. Среди погибших мужчин был готовившийся к свадебному торжеству жених.
О трагедии стало известно после завершения срока службы участников происшествия и их возвращения в Польшу в ноябре 2007 года. События сразу приняли скандальный оборот, потому что вдруг выяснилось, что инцидент хотели замолчать, а затем интерпретировать так, чтобы не оказалась запятнанной честь польского мундира. Но военная прокуратура оперативно начала следствие, в основу которого было положено нарушение международного права, а точнее, Гаагской 1907 года и Женевской 1949 года конвенций о защите мирных жителей и жертв войны.
Спецназовцев обвинили в совершении военного преступления и арестовали. Следствие пришло к выводу, что командир десантников капитан Ольгерд Ц. приказал уничтожить Нангар-Хел и только потом вместе с подчиненными выдвинул версию, что обстрел деревни был ответом на атаку талибов. Появились обстоятельства, отягчающие вину подсудимых: оскорбительные действия по отношению к мертвым, попытки чинить препятствия следствию, применение насилия к свидетелям, унижение солдат командиром.
Первое судебное заседание началось с зачитывания 65-страничного обвинительного заключения. «Военные знали, что стреляют по застроенной местности, видели передвигающихся мужчин, женщин и детей. Никто из жителей деревушки не представлял угрозы», -- произнес прокурор Якуб Матыха. Первым показания дал капитан Ольгерд Ц. Он отверг обвинения. Остальные тоже не признали вины. Защита заявила, что причиной трагедии стали дефекты в оружии, что могло сказаться на изменении траектории полета снарядов.
Интерес к процессу огромен: оказалось, что поляки не всегда являются жертвами военных преступлений, но и сами могут их совершать. Вердикт суда будет важен и для армии, поскольку определит, где проходит граница между случайностью и преступлением. Если вину миротворцев докажут, то шестерым за убийство мирных людей может быть уготовано пожизненное заключение, седьмому «за обстрел незащищаемого объекта» -- до 15 лет тюрьмы.
Судебные заседания объявлены открытыми, и зал, где они проходят, набит битком. Журналистов обязали каждый день обзаводиться разрешением на вход, очередь за которым устанавливается с пяти утра. Здесь только пишущая братия, поскольку суд запретил телетрансляцию «во избежание театрализации процесса». Председатель суда полковник Мирослав Ярошевский прогнозирует многомесячную эпопею. Дело насчитывает десятки томов, предстоит заслушать около 70 свидетелей. Защита собирается внести предложение о проведении экспертизы на месте трагедии.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава