|
|
N°20, 06 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы пустили россиян туда, куда никого не пускали»
На переговорах в Москве россияне и киргизы на днях подписали соглашения о предоставлении Бишкеку безвозмездной финансовой помощи в 150 млн долл., льготного кредита в 300 млн долл. Был также списан киргизский долг России в 180 млн долл. и достигнуто соглашение о вложении российских инвестиций объемом 1,7 млрд долл. в строительство Камбаратинской ГЭС. После подписания этих документов министр финансов Киргизии Марат СУЛТАНОВ дал интервью обозревателю «Времени новостей» Аркадию ДУБНОВУ.
-- Я подписал одно кредитное соглашение, одно соглашение о гранте и одно соглашение о списании долга. Соглашение о сотрудничестве в строительстве Камбаратинской ГЭС-1 подписали наш премьер-министр Игорь Чудинов и первый российский вице-премьер Игорь Сечин. Российская сторона попросила некоторые льготы при строительстве «Камбараты», например льготное налогообложение на новое оборудование и еще гарантии того, что в случае принятия нового налогового законодательства в Киргизии оно не будет затрагивать кампанию по строительству ГЭС. Поэтому это соглашение наравне с другими должно пройти ратификацию в Жогорку кенеше (парламент Киргизии. -- Ред.).
В России также должны пройти подобные внутригосударственные процедуры, поскольку все выделяемые Киргизии средства должны быть заложены в российский бюджет. Мы надеемся у себя в республике до конца февраля провести эти процедуры, но не знаю, какой срок займет это у российской стороны. Окончательный срок ратификации документов -- 30 апреля.
-- Соглашение по строительству Камбаратинской ГЭС выглядит впечатляющим, все-таки 1,7 млрд долларов...
-- Это взаимовыгодное экономическое сотрудничество, потому что «Камбарата-1» должна дать нам дополнительно ежегодно 5 млрд киловатт-часов электроэнергии.
-- Как будет выглядеть форма собственности на эту ГЭС?
-- С киргизской стороны учредителем компании по строительству ГЭС выступает новая компания АО «Национальные электрические станции», 93% которого принадлежит государству, а 7% -- частному сектору. С российской стороны -- «Интер РАО ЕЭС». Вот эта совместная компания, в которой каждой из сторон будет принадлежать по 50% акций, и получит кредит 1,7 млрд долл. И стройку будут вести также российские и киргизские компании.
-- Контрольного пакета не будет ни у одной из сторон?
-- Да, там будет такой механизм: если представитель одной стороны будет возглавлять совет директоров компании, то ее правление будет возглавлять представитель другой стороны. Мы будем вынуждены жить в мире и дружбе, чтобы принимать решения.
-- А под какой процент дается российский кредит? Ведь в парламенте Киргизии серьезно озабочены тем, что он чуть ли не вдвое увеличит ваш государственный долг?
-- Как министр финансов я был бы против такого кредита, который бы увеличивал наш государственный долг. В данном случае кредит предоставляется не государству, а компании, это разные вещи. Процент же, конечно, тяжеловатенький для нас: Libor (Лондонская межбанковская ставка. -- Ред.) плюс 3% годовых.
-- Льготный период будет?
-- Да, первые восемь лет освобождения от выплат. А сам кредит выдан на 20 лет.
-- Я так понимаю, что никому из союзников, кроме Белоруссии, Россия еще таких кредитов не выдавала.
-- Да, но в строительстве «Камбараты» у России тоже есть свои интересы. Россияне получат возможность экспортировать хорошую долю выработанной там электроэнергии. Причем не только в соседние Казахстан, Китай, Узбекистан, Таджикистан, но и в Афганистан и Пакистан. А Киргизии это выгодно, потому что сами мы не в состоянии построить новые ГЭС. Это взаимовыгодное партнерство. Мы и дальше сможем участвовать с россиянами по такой же схеме в разделе других секторов экономики, куда мы никого не пускали, потому что знали, что это наш будущий потенциал.
-- Как вы будете решать с узбекскими партнерами проблемы, связанные с регулированием стоков воды?
-- А у нас с Узбекистаном проблем нет. Там хотели бы, чтобы регулирование по воде -- мы же обеспечиваем большую долю воды в Центральной Азии -- было как-то учтено. И «Камбарата» еще больше увеличит наши возможности регулирования. Для них это лучше. Нужно радоваться: мой брат стал сильнее...
-- И вы будете им это объяснять исходя из этой логики?
-- Конечно! С Ташкентом у нас другая проблема -- там хотят, чтобы покупали у них газ по мировым ценам. Но электроэнергию-то в СНГ еще никто по мировым ценам не покупает. Поэтому мы считаем, что должен быть определенный баланс.
-- Вы хотите сказать, что 240 долл. за тысячу кубометров, которые они просят за газ, вы им платить не будете?
-- Почему? Будем. С 2006 года мы все обязательства, что берем на себя, выполняем.
|