Казахстан вчера девальвировал свою национальную валюту сразу на 25% -- до 150 тенге за доллар. Снижение цен на нефть оказывает сильное давление на валюту Казахстана, который является крупнейшим производителем энергии в Центральной Азии. По мнению аналитиков, отказавшись от поддержания курса тенге в прежнем неявном коридоре (117--123 тенге за доллар), нацбанк принял оптимальное решение и в отличие от России спас страну от растраты денежных резервов. Однако не исключено, что настоящие трудности у Казахстана теперь только начинаются. Большой объем корпоративных долгов может привести страну к кризису, сравнимому с исландским.
«Национальный банк уходит от поддержания тенге в неявном коридоре 120 плюс-минус два тенге за доллар и считает необходимым новый уровень обменного курса в коридоре 150 плюс-минус 5 тенге», -- заявил вчера председатель нацбанка Казахстана Григорий Марченко. По его словам, это было сделано для того, чтобы «предотвратить спекулятивные действия и убрать накопившиеся девальвационные ожидания».
Очевидных причин для девальвации было несколько: девальвации в странах, являющихся основными торговыми партнерами Казахстана, необходимость стабилизации ситуации в банковском секторе и, наконец, поддержка отечественного производителя. «Мы считаем, что это компромисс между потребностями разных отраслей экономики, поэтому для обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей такая корректировка была необходима», -- сказал глава нацбанка. Он также объяснил, почему девальвация не была проведена раньше: «Не было ясности с крупными банками -- в том состоянии, в каком эти банки находились, они бы этой девальвации не выдержали».
2 февраля нацбанк Казахстана заявил о готовности продать Сбербанку пакет акций крупнейшего в стране БТА-банка. Ожидается, что три других системообразующих банка -- Альянс-банк, Народный банк и Казкоммерцбанк -- будут частично национализированы в ближайшее время.
«Все три задачи -- урегулирование ситуации в двух крупных банках, доведение денег до реального сектора экономики и выход на объективный и равновесный курс национальной валюты -- пришлось решать сразу и за несколько дней», -- отметил г-н Марченко. Он заверил, что в среднесрочной перспективе дальнейшего ослабления курса тенге не предвидится. «Мы не планируем делать пересмотр этого коридора на еженедельной, ежемесячной или ежеквартальной основе, -- сказал он. -- Мы вышли на новый равновесный уровень и будем его защищать так долго, сколько это потребуется». Спекулянтов г-н Марченко предупредил, что в случае необходимости «курс укрепим и будем гнать их до самого Берлина».
Аналитики Goldman Sachs считают, что решение нацбанка было необходимо в условиях «резкого роста доллара и обрушения товарных цен, которые произошли с тех пор, как банк начал искусственно поддерживать курс тенге в августе 2007 года». «Это лучшее из того, что регулятор мог выбрать в качестве временной меры, предпочтительнее, чем постепенное снижение в российском стиле, поскольку это сохраняет резервы, -- отмечают аналитики банка. -- Кроме того, это действие нацбанка поможет предотвратить перевод средств граждан из тенге в доллары, а также изъятие денег с банковских депозитов на фоне девальвационных опасений».
«Национальный банк потратил около 1 млрд долл. на защиту тенге за последние несколько дней, но сейчас отпустил валютный курс до уровня, который, как он считает, может быть реально защищен», -- отмечают аналитики Royal Bank of Scotland. Впрочем, по мнению экспертов Goldman Sachs, если снижение цен на нефть продолжится и они опустятся ниже 43 долл. за баррель по марке Brent, может потребоваться дальнейшая девальвация. Аналитики Nordea Bank отметили, что «девальвация усложнит для казахских банков погашение внешних долгов на сумму 40 млрд долл., из которых 19 млрд долл. приходятся на этот год». Находившийся вчера в Москве известный экономист, профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини заявил, что объем внешнего долга, накопленный банками, может повергнуть Казахстан в кризис, подобный исландскому. Как известно,
Исландия была вынуждена обратиться за помощью к Международному валютному фонду на фоне кредитного кризиса. «Казахстан выглядит как уменьшенный вариант Исландии. Валютный кризис перерастает в банковский кризис, затем в жилищный, кризис госдолга становится всеобщим корпоративным кризисом, поскольку все участники рынка в таких экономиках имеют большие внешние долги», -- отметил г-н Рубини.
Фондовый рынок Казахстана позитивно воспринял девальвацию тенге. По итогам вчерашних торгов на Казахстанской фондовой бирже, индекс KASE вырос на 13,7% -- с 576,89 до 656,21 пункта. "Бумаги казахстанских компаний повысились из-за девальвации, что, естественно, сказалось и на повышении индекса KASE", -- сказал маркетмейкер Premier Capital Михаил Сухоруков. "Главной новостью дня стало сообщение о резкой девальвации тенге до 150 тенге за доллар, и индекс значительно вырос", -- отметил в свою очередь начальник отдела отраслевой аналитики АО "БТА Секьюритиз" Нурлан Рахимбаев. "Эта новость позитивная для сырьевого сектора, так как это приводит к росту экспортной выручки сырьевых компаний в тенговом эквиваленте и снижению затрат, но не для банков", -- добавил аналитик.
ИНТЕРФАКС