|
|
N°19, 05 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
До первой слабости
Еще больший рост цен на лекарства сдерживает конкуренция аптек
Предварительные итоги аптечной торговли за первый месяц 2009 года говорят о том, что цены на лекарства в России растут темпами, опережающими все прогнозы. Еще месяц назад аналитики фармацевтического рынка предсказывали примерно 20-процентное увеличение цен на медикаменты к концу текущего года. Но, по предварительным итогам только января (более точные подсчеты появятся через месяц), цены на лекарства уже выросли на 7%. Такие данные приводит центр маркетинговых исследований «Фармэксперт», осуществляющий мониторинг практически в ежедневном режиме. Увеличение цен признает и генеральный директор маркетингового агентства DSM Group Александр Кузин -- он полагает, что сейчас они не более чем на 10% выше уровня конца прошлого лета. «Но по отдельным наименованиям -- особенно это касается дорогостоящих импортных лекарственных средств -- отмечается рост до 30%», -- признал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Кузин.
Основная причина столь значительного подорожания, конечно, увеличение стоимости бивалютной корзины. Что не могло не сказаться на стоимости контрактов отечественных дистрибьюторов с западными производителями -- расчеты по этим контрактам практически всегда ведутся в евро и долларах. После новогодних праздников многие дистрибьюторы обнаружили, что уже оказались должниками западных фармацевтов. И попытались компенсировать потери. «Так устроена система, что мы должны приходовать товар при его поступлении на склад, а реализуем его через пару месяцев. Поэтому в январе мы подняли отпускные цены на 15%», -- объяснили «Времени новостей» в одной из крупнейших оптовых фармкомпаний.
Примечательно, впрочем, что дистрибьюторы продают сегодня значительно дороже не только импортные лекарства, но и отечественные, расчеты по которым, разумеется, идут в рублях. По данным Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП), рублевые отпускные цены выросли примерно на 8%. «Таким образом, дистрибьюторы получают дополнительные средства для расчетов с иностранными поставщиками. И как следствие нивелируют конкурентное преимущество наших производителей по цене», -- так оценил сложившуюся ситуацию в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.
«Пока груз курсовой разницы в значительной степени лег на участников рынка, а не на конечных потребителей», -- уверен Александр Кузин. Действительно, лекарства дорожают медленнее, чем прибавляют в рублях иностранные банкноты. Тормозит их высокая конкуренция аптечных сетей -- никто из провизоров не хочет поднимать цены первым. «Тот, кто дрогнет и не выдержит уменьшения маржи, о том и будут говорить «это дорогая аптека», что немедленно скажется на посещаемости», -- считает главный эксперт DSM Group. После чего все остальные смогут также поднять цены уже без какого-либо ущерба для репутации.
«Но даже при таком темпе роста цен на лекарства уже отмечается значительный спад потребительского спроса на препараты. В этом январе он значительно слабее, чем в аналогичный период прошлого года», -- говорят в ЦМИ «Фармэксперт». Люди стараются без особой надобности вообще не покупать лекарства, а уж если обойтись домашними средствами никак нельзя, то выбирают самые дешевые из имеющихся в аптеках лекарств. «Мы видим тенденцию смещения потребительского спроса в сторону более дешевых товаров», -- рассказали «Времени новостей» в крупнейшей аптечной сети «36,6».
Что касается нелекарственного ассортимента аптек, тут стремление граждан сэкономить еще заметнее. «Люди стали значительно активнее покупать средства по уходу за телом отечественного производства и отказываться от импортных брендов», -- рассказали в «36,6». Эта сеть, имеющая большие кредитные обязательства, сегодня пытается использовать новую тенденцию, расширяя производство товаров под собственным брендом. «Сегодня производство и продажа товаров под собственной торговой маркой может стать важнейшим элементом стратегии для российских ритейлоров», -- заявил «Времени новостей» генеральный директор ОАО «Аптечная сеть 36,6» Артем Бектемиров.
Но освоить столь сложные и затратные способы выхода из кризиса может позволить себе далеко не каждая аптечная сеть. И повышать цены так или иначе им придется.
Галина ПАПЕРНАЯ