Время новостей
     N°18, 04 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2009
ГАЗу тоже помогут
Правительственная комиссия решила поддержать автогигант
Горьковский автозавод добился согласия власти на получение господдержки. Такое принципиальное решение было вынесено вчера на заседании Комиссии по повышению устойчивости развития экономики РФ под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. В заседании также приняли участие представители менеджмента Горьковского автозавода, основные кредиторы и руководство Нижегородской области. «Для определения наиболее эффективных форм было дано поручение Минэкономразвития подготовить соответствующие предложения», -- сообщила пресс-служба правительства. В какой именно форме будет эта поддержка, пока не уточняется.

Источник «Времени новостей», знакомый с содержанием совещания, рассказывает, что г-н Шувалов, то ли в шутку, то ли всерьез, спросил у собравшихся, не проще ли будет обанкротить предприятие. На что получил твердый ответ от ряда участников совещания, в том числе вице-премьера Алексей Кудрина и представителей Минэкономразвития: ни в коем случае, ведь у ГАЗа есть эффективный менеджмент и высокий потенциал развития. Нужно лишь дать ему возможность пережить трудные времена. По данным собеседника газеты, конкретную форму поддержки еще предстоит выработать, но эта «форма определит цену для государства».

Представитель ГАЗа вчера сообщил «Времени новостей», что «финансовой помощи у правительства компания не просила», так как работает сейчас над снижением своего кредитного портфеля и не видит целесообразности в росте объема текущей задолженности. Целью ГАЗа является получение госгарантий для банков-кредиторов для смягчения политики банков в отношении реструктуризации имеющейся задолженности группы. Как пояснил представитель автозавода, ГАЗ предоставил правительственной комиссии программу, основными направлениями которой являются снижение себестоимости производства; повышение конкурентоспособности, десятипроцентное сокращение энергозатрат, оптимизация оборотного капитала -- снижение объемов незавершенного производства, запасов готовой продукции и сырья. «Нам просто нужно время для ее реализации», -- подчеркнул представитель завода.

Впрочем, ранее на рынке проходила информация, что ГАЗ рассчитывает на господдержку в размере около 45 млрд руб., 15 млрд из которых должны пойти на проект по началу производства новых дизельных двигателей на Ярославском дизельном заводе. По другим источникам, ГАЗ хотел привлечь кредитные средства в размере 36,5 млрд руб. на пополнение оборотных средств, поддержку лизинговой и дилерской сети, а также финансирование начатых инвестиционных проектов. В самой компании эти цифры вчера оставили без комментариев.

Как известно, из-за падения спроса на свою продукцию ГАЗ был вынужден сократить объем производства и перейти на трехдневную рабочую неделю. По мнению представителей автозавода, благодаря короткой рабочей неделе удается избежать массовых сокращений персонала, к которым вынуждены были прибегнуть многие мировые автопроизводители. По словам губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, в 2009 году ГАЗ запланировал снижение продаж легких коммерческих грузовиков и всех их модификаций в 1,5 раза, и без господдержки автогиганту не выжить.

Впрочем, сегодня в такой ситуации оказались практически все автопроизводители. Многие из них -- «АвтоВАЗ», Sollers, АМО «ЗИЛ», КамАЗ и ГАЗ -- были включены в правительственный список из 295 системообразующих предприятий, которым государство должно обеспечить поддержку. Предприятиям тогда обещали государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризацию налоговой задолженности, госзаказ. Аналитики же подсчитали, что бюджету план спасения российского автопрома обойдется в 223 млрд руб. По поводу ГАЗа эксперты практически не сомневаются, что поддержка придет. Однако в то, что она действительно даст второе дыхание заводу, верят пока немногие.

«Группа ГАЗ» создана в 2005 году на базе объединения Горьковского автозавода и других автомобилестроительных активов. В состав группы входят автозавод ГАЗ, 18 автомобилестроительных предприятий в России, британская LDV, сбытовые и сервисные структуры. Чистая прибыль группы по МСФО в первом полугодии 2008 года снизилась на 16%, до 2,8 млрд руб., выручка составила 81,1 млрд руб. против 67,7 млрд руб. за аналогичный период 2007 года. Рентабельность по EBITDA снизилась до 9 с 11%. Объем долга компании вырос с 198 млн долл. в конце 2007 года до 488 млн долл. на конец первого полугодия 2008 года.

Альфа-банк подал иск в Арбитражный суд Москвы о взыскании с «Автодизеля» (входит в «Группу ГАЗ») 207,75 млн руб., говорится в сообщении суда. Речь идет о кредитной задолженности предприятия перед банком. Альфа-банк уже подавал в январе иски о взыскании сначала 71,16 млн руб. с ООО «ТЗК ГАЗ» «Группы ГАЗ», а затем 158,35 млн руб. с самих «Русских машин» Олега Дерипаски. Представитель Альфа-банка сообщал ИНТЕРФАКСУ, что кредитная организация вынуждена «защищать свои интересы в суде, поскольку компании этой группы не возвращают кредиты и не хотят договариваться о реструктуризации». Собеседник агентства отмечал, что «Русские машины» просто хотят продлить сроки возврата задолженности, а банк настаивает на иных условиях, включая улучшение обеспечения, и подчеркивал, что по всем кредитам, предоставленным компаниям холдинга, есть различное залоговое обеспечение -- оборудование или акции. Как сообщал агентству Интерфакс-АФИ источник в банковских кругах, объем задолженности структур «Базового элемента» (управляющая компания «Русских машин») перед Альфа-банком составляет около 1 млрд долларов.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром