|
|
N°18, 04 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Змеиный вердикт
Украина и Румыния трактуют решение суда ООН как свою победу
Во Дворце мира в Гааге судья Розалин Хиггинс вчера огласила решение Международного суда ООН по иску Румынии против Украины, поданному еще в 2004 году. Тяжба вызвана территориальным спором между двумя странами. С 1997 года они провели 34 раунда переговоров, но решение так и не нашли -- и румыны обратились в суд. В итоге украинцы не смогли доказать, что водное пространство вокруг украинского острова Змеиный в Черном море является их прибрежной зоной. "Благодаря географической конфигурации остров Змеиный не имеет никакого влияния на возможное расширение исключительной экономической зоны Украины", -- заявила Хиггинс.
Но вердикт был компромиссным. 15 международных судей не удовлетворили все претензии румын. Речь идет о разграничении континентального шельфа и эксклюзивной экономической зоны в Черном море в районе острова, где есть запасы нефти и газа. "Суд признал Змеиный островом. И подтвердил, что украинская береговая линия в зоне делимитации в три раза больше, чем румынская линия", -- сказал пресс-секретарь МИД Украины Василий Кирилич. Он выразил надежду, что теперь украинско-румынское сотрудничество будет углубляться.
Представитель Румынии на процессе высокопоставленный дипломат Богдан Ауреску в свою очередь заявил, что «линия разграничения, установленная судом, -- справедливая и корректная, соответствует международному праву». Он уточнил, что международный суд присудил Румынии 9,7 тыс. кв. км спорной территории, то есть 80%. Обе стороны уже заявили, что будут соблюдать гаагский вердикт.
Первая фаза процесса в Гааге проходила в форме обмена документами, а в сентябре 2008 года состоялось устное заслушивание сторон. Вчерашний вердикт является окончательным и обжалованию не подлежит. Возле Змеиного, на площади в 12 тыс. кв. км морского шельфа, обнаружено примерно 100 млрд кубометров газа и 10 млн т нефти. По оценке румынских специалистов, такое количество обеспечило бы энергетическую независимость Румынии в течение 20 лет. Змеиный находится всего в 20 морских милях от румынского берега. По легенде, на нем был погребен древнегреческий герой Ахиллес.
Украина получила Змеиный в наследство от Советского Союза и называет его "настоящим", то есть населенным островом. Исходя из этого, украинцы собирались завладеть всеми найденными там морскими природными богатствами. Румыны же обращали внимание на то, что на самом деле остров представляет собой каменную скалу без источников питьевой воды и растительности, а в советское время там находились только маяк и радарная станция. Этот довод давал румынам право тоже пользоваться запасами недр. Суд в Гааге подтвердил за ними это право. Проблема в том, что обе стороны трактуют решение суда как свою победу, хотя в случае Украины это явная натяжка.
За минувшие годы для укрепления украинской аргументации по указанию президента Виктора Ющенко на Змеином построили гостиницу, банк, посадили деревья. Эти «новоделы» возникли уже в ходе судебного процесса, что и учли в Гааге, когда не признали остров как точку отсчета в качестве украинского побережья. «Это важный успех румынской дипломатии, причем в тот критический момент, когда обострились связанные с энергетикой проблемы, -- заявил "Времени новостей" румынский политолог Эмиль Хурезяну. -- Хотя еще надо посмотреть, насколько оправдаются наши надежды в отношении морских углеводородных запасов». Вчера румынские СМИ сообщили, что государственная компания «Ромгаз» собирается заниматься разработками газового месторождения в Черном море вместе с российской частной компанией ЛУКОЙЛ.
На эту же тему Румыния в прошлом спорила с Советским Союзом. Хотя переговоры 1967--1987 годов закончились безрезультатно, румынские специалисты отмечают, что территориальные претензии Советского Союза были «в два раза меньше, чем аппетиты Украины». Стоит отметить, что Румыния не ставит вопрос о принадлежности собственно самого острова, хотя до 1948 года он принадлежал ей, а в состав СССР был включен без достаточного юридического основания. В условиях того послевоенного времени Бухаресту ничего не оставалось, как признать в протоколе от февраля 1948 года это как свершившийся факт. «Будем меньше есть черной икры», -- только и мог сказать тогда глава румынской делегации премьер Петру Гроза...
Вячеслав САМОШКИН, Бухарест