|
|
N°19, 05 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Не ждать, пока потенциальные угрозы станут реальными"
Соединенные Штаты едва ли не единственная крупная держава, с которой Россия никогда не воевала, напоминает директор Института политического и военного анализа Александр ШАРАВИН. В беседе с военным обозревателем «Времени новостей» Николаем ПОРОСКОВЫМ он подчеркнул, что и в современном мире у России и США больше общих интересов, чем поводов для раздоров.
-- Возможна хоть какая-то, пусть зыбкая, основа для стратегического партнерства в военной области между Россией и США с приходом новой администрации?
-- Такая основа существует объективно: Россия и США обречены на союз, если хотят сохранить свое лидерство в мире в XXI веке. К такому союзу их подталкивает множество факторов, у них немало схожих черт. В разной степени, но и та, и другая страна имеет огромные территории, человеческие и природные ресурсы и на сегодня самый мощный в мире военный потенциал. И Россия, и США представляют собой «плавильный котел» для многих населяющих их наций.
Но главное, перед ними стоит одна и та же потенциальная угроза. Это экспансия коммунистического Китая, который в перспективе может взять верх над обеими странами и даже подчинить их себе -- в том случае, если они будут разобщены или тем более если увлекутся противостоянием друг другу. Только подчинение будет поочередным -- сначала Россия, потом США.
А вот найти реальные причины для раздоров сложнее. США едва ли не единственная крупная страна, с которой Россия никогда не воевала, а в двух мировых войнах сражалась заодно. То, что сегодня нас разделяет, по сути дела, вторично. При нынешней слабости и аморфности НАТО расширение этой организации на восток, включая даже Грузию и Украину, серьезной опасности для России не представляет. Иное дело, что эти страны должны бы войти в альянс только вслед за Россией.
-- Изменятся ли планы США относительно третьего позиционного района национальной ПРО в Восточной Европе? Какие возможны варианты и соответственно какими могут быть наши ответы? Возможен ли возврат к проекту евроПРО и каково в этом случае участие России?
-- Намерение развернуть третий позиционный район ПРО США в Европе -- серьезнейшая ошибка администрации Буша. Есть все основания полагать, что в окружении Обамы это хорошо осознают и постараются положение исправить. Гораздо перспективнее строить совместную ПРО в Европе, так как это расширяет возможности для сотрудничества не только с США, но и с другими странами НАТО. У идеи евроПРО есть немало сторонников как у нас в стране, так и за рубежом. Россия располагает вполне современными технологиями в космической области, и это помогло бы включить наш ОПК в создание подобной системы.
-- В декабре этого года истекает срок действия глобального договора в сфере ядерного разоружения -- СНВ. Что может последовать за этим? Возможно ли двум главным ядерным державам сосуществовать без каких-либо правил и договоренностей в жизненно важной сфере?
-- Время для разработки нового договора в сфере СНВ в значительной мере упущено, и вина за это ложится как на США, так и на Россию. Вместо того чтобы выяснять отношения между собой, наши страны должны были втянуть в сферу действия подобных договоренностей и другие государства. В первую очередь Китай. Без четких правил и ограничений в сфере СНВ количество рисков в военной области резко возрастает.
-- Изменится при администрации Обамы характер взаимоотношений США и НАТО? Каковы перспективы отношений нашей страны с этой организацией?
-- О том, как изменится политика США в отношении НАТО, мы узнаем уже в самое ближайшее время, в ходе Мюнхенской конференции по безопасности. Надеюсь, что администрация Обамы не соблазнится предложениями Збигнева Бжезинского о создании «большой двойки» -- США--КНР. Опора на тоталитарные режимы -- политика всегда опасная и недальновидная.
Есть вполне обоснованные надежды, что наше сотрудничество с НАТО будет восстановлено в полном объеме. Даже после прошлогоднего августовского обострения наших отношений Россия не свернула работу групп Совета Россия--НАТО по контролю за обычными вооружениями и сотрудничеству в воздушном пространстве. Мы не сворачивали и сотрудничество по Афганистану. Сегодня в НАТО уже многие осознают бесперспективность плохих отношений с Россией. Перед нами стоят общие проблемы: борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового поражения и средств его доставки, Афганистан, экспансия Китая. Политические круги стран НАТО и России должны осознать безальтернативность нашего сближения. И сближать позиции надо немедля, пока потенциальные угрозы не стали реальными. Конкретные политические режимы и в России, и в США, и в европейских странах неидеальны, совершают много ошибок, подчас очень грубых. Но принципы, из которых мы исходим, должны быть едины. Другого пути нет ни у нас, ни у НАТО, ни у всего цивилизованного мира.
|