|
|
N°18, 04 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алло, мы ищем контакты
Клинтон и Лавров поговорили о наболевшем
«Тесный контакт» договорились поддерживать министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон. Это касается «всех международных и двусторонних вопросов», «интересующих наши страны». Так вчера российский МИД изложил суть второго телефонного разговора, состоявшегося накануне между двумя руководителями внешнеполитических ведомств. Собеседники отметили «важность укрепления взаимодействия» по различным темам, включая «вопросы стратегического диалога и экономического сотрудничества». Среди международных проблем в сообщении МИДа конкретно названа лишь одна -- «урегулирование в Афганистане». Ее считает приоритетной новый президент США Барак Обама, и как раз на этом направлении между Москвой и Вашингтоном до сих пор развивалось неплохое сотрудничество.
«Миротворческая операция США и НАТО в Афганистане и ее тыловая поддержка со стороны России едва ли не единственное направление российско-американского сотрудничества, которое не пострадало из-за общего ухудшения отношений Москвы с Западом за последние годы», -- заметил вчера «Времени новостей» директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай Злобин.
Однако реальность такова, что при республиканской администрации Джорджа Буша отношения между Россией и США болезненно ухудшились. Приход к власти в США демократа Барака Обамы вроде дал надежду на их улучшение, но вряд ли ситуация прояснится до 2 апреля, когда в Лондоне на саммите стран «двадцатки» состоится первая встреча нового американского президента с его российским коллегой Дмитрием Медведевым. Тогда-то и выяснится, есть ли база для сближения двух стран.
Не менее важен вопрос о том, какие отношения сложатся между госсекретарем Клинтон и министром Лавровым. Начались они вообще-то с недоразумения, когда Хиллари Клинтон пыталась поговорить с российским коллегой еще 23 января и не застала его по телефону. Госдепартамент США зачем-то тут же дал пояснение, что Сергей Лавров «находился в поездке на уикенд и был недоступен». Хотя позже официальный представитель российского МИДа Андрей Нестеренко пояснил, что министр не мог побеседовать с американкой потому, что сопровождал президента Дмитрия Медведева в ходе его визита в Узбекистан: «Время для разговора, предложенное нашими американскими партнерами, было для нас не очень удобным».
Так что впервые Хиллари Клинтон в качестве госсекретаря поговорила с Сергеем Лавровым по телефону 26 января. Еще тогда они договорились, что проведут очную встречу до апрельских переговоров Медведева и Обамы. По данным «ВН», не исключено, что это будет встреча по схеме «два плюс два», то есть в ней будут участвовать от обеих сторон министры не только иностранных дел, но и обороны.
Однако уже ясно, что Клинтон не считает контакты с Москвой приоритетом. Свои первые переговоры она только что провела в Вашингтоне с главами МИДов Великобритании и Германии Дэвидом Милибэндом и Франком Вальтером Штайнмайером. Завтра она ожидает приезда третьего министра -- француза Бернара Кушнера. В середине февраля она отправится в Японию, Южную Корею, Китай и, возможно, Индонезию.
Кстати, 2 февраля Хиллари Клинтон позвонила Сергею Лаврову после принесения присяги в госдепартаменте в качестве госсекретаря. На церемонии присутствовали ее муж -- экс-президент Билл Клинтон, дочь Челси, новый председатель сенатского комитета по международным делам Джон Керри и спикер палаты представителей Нэнси Пелоси. Присягу принимал вице-президент Джозеф Байден. Эта церемония в госдепе была вовсе не обязательной и стала личной инициативой Клинтон. До этого, 21 января, она уже принесла присягу в здании конгресса спустя пару часов после утверждения ее кандидатуры сенатом.
«России будет непросто выстраивать отношения с Хиллари Клинтон, известной своей жестким подходом к Москве. К тому же новая госсекретарь меньше интересуется Россией, чем ее предшественница Кондолиза Райс, занимавшаяся еще в студенческие годы изучением Советского Союза. Наконец, Хиллари придется координировать свою деятельность с вице-президентом Джо Байденом -- большим специалистом по внешней политике, который также не симпатизирует России», -- считает Николай Злобин.
Но шанс на улучшение отношений все же есть, и его надо использовать. Об этом на днях говорил на семинаре «Америка и мир при Бараке Обаме» в Институте мировой экономики и международных отношений РАН его главный научный сотрудник профессор Георгий Мирский. Он уверен, что Обама в основном будет заниматься экономическим кризисом в Америке и проблемами Ближнего и Среднего Востока: «Чем спокойнее будут отношения с Москвой, тем легче будет американскому президенту действовать на таких направлениях, как афганское или иранское». Профессор пояснил «ВН», что «в первую очередь урегулирование зависит от Москвы»: «России надо решить, что ей больше нравится -- соперничать или действовать в сотрудничестве с США».
Елена СУПОНИНА, Петр ИСКЕНДЕРОВ