|
|
N°70, 19 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вежливая «крыша»
Выяснить, кому платили дань крупнейшие столичные коммерсанты, спецслужбы смогли только через 10 лет
Уголовное дело об одной из самых таинственных и вместе с тем влиятельных преступных группировок столицы поступило на днях в Мосгорсуд. По данным Главного управления (ГУ) МВД РФ по Центральному федеральному округу и Московской прокуратуры, руководил бандой бывший военный Сергей Захаров, по кличке Захар, даже в мафиозных кругах пользовавшийся репутацией «очень опасного человека». Он никогда не ругался, не «ботал по фене», вел себя всегда очень вежливо, но дань ему, как считает следствие, платили более десятка крупнейших столичных организаций, в том числе одно известное издательство и скандально известная компания «Юнистрой». Ежемесячный доход Захара, обвиняемого теперь в убийствах и похищении людей, по версии сыщиков, составлял не менее полумиллиона долларов.
Образовалась банда, по данным оперативников, в 1992 году, когда из софринской бригады спецназа внутренних войск уволился никому еще не известный лейтенант Сергей Захаров. Вскоре в одном из спортзалов он познакомился с обладателем черного пояса по карате Андреем Борисовым, мастером спорта по боксу Александром Бурлаковым и менее именитыми Александром Даниловым и Дмитрием Романовым. Именно они и составили костяк небольшой, но эффективной группировки, выходы на которую столичные спецслужбы безуспешно искали последние почти 10 лет. В лучшем случае до сыщиков доходили слухи, что командует гангстерами, связанными между собой клятвой на крови, некий Сергей Николаевич. Мало чего о банде этой слышали и заправилы «традиционного» криминалитета столицы, усвоившие только то, что с «Сергеем связываться себе дороже выйдет».
Первым в поле зрения банды, по данным следствия, попал ресторан «Апшерон» на Тургеневской площади. Его директора Тагира Вердиева спортсмены без проблем «уговорили» платить тысячу долларов в месяц. Потом Захар обложил данью часть торговцев Даниловского рынка, а к концу 1993 года список его «клиентов» уже больше напоминал приличную холдинговую компанию. Например, одно издательство, известное серией книг о русской мафии и преступности, отстегивало Захару 50 тыс. долларов в месяц; крупный столичный автосалон -- 10 тысяч и т.д. По самым скромным подсчетам следователей, даже в самые неудачные месяцы Захар получал в общей сложности не менее 250 тысяч долларов.
Одним же из главных «кормильцев» группировки стала скандально известная строительная пирамида «Юнистрой», ежемесячно платившая «крыше» 120 тысяч долларов. Эта компания, возглавляемая тоже бывшим военным Андреем Гольдбергом, предлагала всем желающим почти за полцены квартиры в еще только возводимых домах, с отсрочкой их получения от нескольких месяцев до года. Особо прославился «Юнистрой» после рекламы в народном шоу «Поле чудес», одним из главных призов которого была как раз квартира от этой фирмы. Только в 1996 году фирма собрала более 40 млн долларов, однако потом пирамида рухнула. Около 500 человек оказались обманутыми, прокуратура возбудила уголовное дело, а Гольдберг подался в бега.
Тогда же неприятности начались и у Захара. В 1996 году он вместе со своим армейским приятелем Олегом Хозяиновым прилетел из Израиля и прямо в аэропорту Шереметьево-2 был задержан по подозрению в убийстве предпринимателя Гусева. Последний в 1993 году отказался платить оброк банде, и его в назидание другим строптивцам решили устранить. Несмотря на то что в машине Захара сыщики нашли пистолет, из которого застрелили Гусева, авторитет и его приятель отделались небольшими сроками за хранение оружия.
Выйдя всего через два года на свободу, Захар с бригадой отправился по «точкам» за данью за все время, что он был в тюрьме. Деньги опять потекли рекой, и часть их Захар переправил на свой личный счет в Израиль. Сейчас российские власти пытаются наложить арест на хранящиеся там 2,5 млн долларов. Видимо, чтобы упростить процедуру отмывки денег, Захар создал вместе со столичным бизнесменом Максимом Коныгиным офшорную фирму «ТМК-финанс». Она действительно занималась поставками нефти, да и дела между партнерами шли неплохо -- Коныгин даже помог Захару обзавестись греческим гражданством. Но потом авторитет решил получить с нового приятеля все сполна. 4 сентября 1999 года гангстеры похитили Коныгина, вывезли в лес, посадили на цепь и заставили просить у заграничных родственников 750 тыс. долларов. Последние с переводом не спешили, и в один момент Коныгин просто исчез. Как подозревают следователи, его убили, но труп найти пока не удается. За месяц до этого, как выяснилось, гангстеры похитили с целью выкупа, а потом убили еще и таможенного брокера Федулова.
В сентябре 1999 года Захар поругался с приятелем Хозяиновым и решил его тоже устранить. Для этого авторитет привлек двух бывших военных -- Магомедали Китиновасова и Владимира Салтыкова. Однако киллерам не повезло -- при установке бомбы под днищем машины Хозяинова они сами подорвались и попали в больницу. Поначалу взрывники упорно молчали на допросах, и «прорвало» их только в начале 2000 года. После этого сыщики вплотную приблизились к группировке Захара, и он сам это почувствовал. В мае он собрал своих четверых бойцов и прочитал перед ними пламенную речь: мол, пора дать коммерсантам последний бой, «выкачать» все деньги, поделить их и разбежаться. Все это гангстеры заверили специальной клятвой, которую скрепили по традиции кровью.
Сначала был похищен Али Вердиев -- сын владельца ресторана «Апшерон», за которого потребовали 14 тыс. долларов. Получив большую часть денег, мафиози стали просить еще, а не дождавшись, заложника убили. Потом в лесу на цепи побывал еще один коммерсант, но его после передачи денег оставили в живых. Осуществить же весь задуманный план захаровцам помешали оперативники ГУ по ЦФО, которые схватили Борисова и Бурлакова, а Захарова, Данилова и Романова объявили в розыск. Сыщики уж отчаялись найти авторитета, как им помог случай. 15 мая 2001 года у одного из ресторанов неподалеку от здания ГУ один из его сотрудников увидел у простого прохожего знакомые черты лица, явно замаскированные длинной челкой, усами и бородой. Сыщик окликнул пешехода: «Сережа», а когда тот оглянулся, сбил с ног и скрутил. При себе у Захара оказался иностранный пистолет и паспорт на другую фамилию. При обыске коттеджа авторитета сыщики нашли целый склад оружия.
Александр ШВАРЕВ