|
|
N°17, 03 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Получается какой-то бред»
Следствие не может найти ответственных за сгоревший в Коми дом престарелых
Власти Коми и спасатели вчера подвели первые итоги расследования трагедии в селе Подъельск, где в ночь на воскресенье сгорел дом ветеранов. В результате пожара погибли 23 старика. Специалисты уже выяснили, где и как возник огонь и почему он так быстро охватил все здание. Однако так и осталось пока загадкой, почему из всех жильцов дома ветеранов смогли спастись лишь трое, хотя все шансы выбраться из горящего здания у остальных были. Также по-прежнему неясно, какое именно ведомство должно было отвечать за безопасность этого объекта.
Выяснилось, что домом ветеранов сгоревшее здание называлось условно. Официально же оно числилось обычным жилым домом, который находился на балансе сельской администрации, но при этом его жильцы -- все одинокие старики -- находились под присмотром работников социальных служб. Вчера глава Республики Коми Владимир Торлопов заявил, что по итогам проверки, проведенной после трагедии в Подъельске, в республике обнаружено еще 12 таких домов, находящихся «в непонятном статусе». В связи с этим губернатор потребовал провести срочную их ревизию на предмет обеспечения безопасности.
В каком статусе находилось сгоревшее здание и, соответственно, кто должен был за него отвечать, пытаются выяснить и следователи. По словам представителя республиканского СКП, с юридической точки зрения остается совершенно непонятно, как в обыкновенном жилом доме могли проживать исключительно бессемейные пенсионеры, которые находились под присмотром восьми социальных работников. «По некоторым данным, в свое время администрация Подъельска намеревалась оформить это здание как интернат для пожилых людей и инвалидов, но возникли проблемы с юридическим оформлением документов. Что именно помешало придать дому статус интерната, только выясняется», -- отметили в управлении СКП по Коми.
«С этим зданием в Подъельске получается какой-то бред: то ли это дом для ветеранов, то ли просто жилой дом, то ли есть там руководитель, то ли нет, -- заявил вчера на совещании с членами правительства республики глава Коми Владимир Торлопов. -- Муниципальные образования должны в конце концов на своей территории что-то делать! Вы мне говорили, что их еще в таком непонятном статусе, непонятной форме собственности, двенадцать домов. Необходимо все максимально выяснить». По итогам совещания губернатор потребовал от подчиненных уже к утру вторника подготовить предварительный доклад по ситуации во всех таких "непонятных" домах.
Кроме того, глава Коми поручил до 6 февраля проверить все прочие социальные учреждения во всех городах и районах республики на пожарную безопасность. «Я уверен, что вы еще раз мне будете говорить о форме собственности сгоревшего здания, что это был не приют, а просто социальное учреждение. Все эти слова имели бы смысл только в одном случае -- если бы не было жертв. Но люди погибли, и я не приму подобных аргументов», -- заявил он.
Г-н Торлопов также подчеркнул, что по факту пожара в Подъельске власти региона должны провести собственное расследование, в том числе в отношении Агентства по социальному развитию Коми. «Ветеранов, которые находились в этом доме, по договору обслуживало предприятие (ГУ РК «Центр социального обслуживания населения». -- Ред.), которое фактически находится в подчинении агентства. И неужели там никто не удосужился проверить? Не сомневаюсь, что вина на агентстве есть, в какой степени -- определите сами. Но меры взыскания -- вплоть до увольнения», -- заявил глава Коми.
Вчера же сотрудники регионального МЧС смогли в целом восстановить картину трагедии. Пожар в доме ветеранов вспыхнул 31 января около 18.00. Первым возгорание заметил сторож дома Иван Понюков, однако вызывать пожарных он не стал, а принялся самостоятельно тушить пламя. Как рассказали в республиканском СКП, когда он понял, что с огнем самому не справиться, то попытался эвакуировать жильцов. Именно поэтому, по словам сотрудника СКП, он не вызвал пожарных -- у него просто не было на это времени. В итоге Понюкову удалось спасти троих пенсионеров -- 74-летних Владимира Иванова и Сергея Еранина и 90-летнюю Анастасию Попову.
На пульт дежурного сообщение о пожаре поступило лишь в 18.20 -- позвонил человек, проживавший в соседнем доме, который заметил вырывавшиеся из окон языки пламени. Спустя 25 минут после звонка приехали пожарные -- ближайшая пожарная часть находится в 22 км от места Подъельска. К этому моменту одноэтажное деревянное здание уже полностью было охвачено огнем.
По словам представителя регионального МЧС, уже установлено, что очаг возгорания находился в комнате №5, в небольшом тамбуре между двумя дверями. «Заметили его жильцы не сразу, а только тогда, когда из-под двери повалил дым и даже открытые языки пламени. Поэтому небольшая комнатка уже полностью горела. Кто-то из жильцов открыл дверь, в результате произошел резкий приток свежего воздуха и кислорода в горевшее помещение. Огонь после этого, как шквал, вырвался в коридор и практически мгновенно захватил все здание», -- сказал представитель МЧС. В результате пожара погибли 23 человека, самому младшему из них было 67 лет. По предварительным результатам судебно-медицинской экспертизы, причиной смерти всех погибших стало отравление угарным газом.
Правда, пока неясно, почему из 26 обитателей дома ветеранов смогли спастись только трое. В МЧС России вчера заявили, что массовая гибель людей была обусловлена целым набором факторов. Это прежде всего отсутствие пожарной сигнализации и позднее сообщение о пожаре. Кроме того, в МЧС России отметили удаленность пожарных подразделений от места пожара и плохие дорожные условия (в этот день был сильный гололед), преклонный возраст и болезненное состояние проживающих, а также малочисленность обслуживающего персонала, способного обеспечить эвакуацию проживающих -- на рабочем месте был лишь один сторож.
Между тем в республиканском управлении Госпожнадзора вчера некоторые выводы московских коллег опровергли. «Сигнализация там не только была, она еще и сработала, оповестив о пожаре жильцов. Почему они на нее не отреагировали -- непонятно. Скорее всего пожилые люди просто не сразу разобрались в происходящем, не успели сориентироваться. Хотя они вполне могли спастись от этого пожара -- коридоры в этом доме были достаточно широкие, решеток на окнах не было, да и выходов из здания было несколько», -- рассказал «Времени новостей» сотрудник Госпожнадзора по Коми.
По его словам, специалисты Госпожнадзора неоднократно выявляли нарушения требований пожарной безопасности в доме ветеранов в Подъельске. С начала 2006 года там было проведено шесть проверок, по результатам которых к административной ответственности дважды был привлечен заведующий домом ветеранов Алексей Королев. Последняя проверка проводилась в октябре прошлого года -- тогда был выявлен целый ряд нарушений правил пожарной безопасности. Однако, как заявили в Госпожнадзоре, все предписания, требующие материальных затрат, были выполнены. «Там была установлена пожарная сигнализация, провели полную проверку проводки, все оказалось в норме. К моменту пожара в здании оставались лишь незначительные нарушения режимного характера. То есть, грубо говоря, стрелочки на плане эвакуации были нарисованы не красным, а зеленым цветом», -- сказал сотрудник Госпожнадзора.
Основной версией пожара пока остается неосторожное обращение с огнем в виде непотушенной сигареты. Но следствие рассматривает и другие версии, среди которых умышленный поджог и нарушение правил пожарной безопасности со стороны должностных лиц.
Сергей МИНЕНКО