|
|
N°18, 04 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военный оркестр и чудеса техники
В Зальцбурге завершился фестиваль "Неделя Моцарта 2009"
День рождения Моцарта в его родном городе отмечают ежегодным музыкальным форумом. По сравнению со всемирно известным летним Зальцбургским фестивалем он гораздо скромнее: всего десять дней. Однако программы не менее насыщенны и разнообразны, чем летние, а среди участников также звезды первой величины. В этом году здесь выступали дирижеры Сейджи Озава, Саймон Рэттл, Рене Якобс, Марк Минковски, пианисты Даниэль Баренбойм, Мицуко Ушида, Андраш Шифф, вокалисты Кристиан Герхаер, Магдалена Кожена, Бернарда Финк и многие другие.
"Неделя Моцарта" существует с 1954 года; в течение десятилетий здесь в основном звучал репертуар XVIII--XIX столетий. В 2004 году художественным руководителем фестиваля стал Штефан Паули -- энергичный и амбициозный менеджер, знающий толк и в музыке, и в бизнесе. Понимая, что в год 250-летия Моцарта мир будет перекормлен его музыкой, Паули решил, что Моцарт может зазвучать по-новому в неожиданном контексте, и усилил присутствие в программах музыки ХХ века. И после юбилейного 2006 года "Неделя Моцарта" стала предлагать слушателям самые неожиданные сочетания: в одном вечере с Моцартом соседствовала Губайдулина, в другом -- Кейдж, Пуленк и Бетховен, в третьем -- Шенберг, Булез и Берио. После двух лет эксперимента наступила неизбежная реакция: теперь классики вновь больше. Правда, многие исполнения Моцарта, Гайдна, Бетховена на фестивале были просто феноменальными; ключевыми же персонами форума стали музыканты, которые при любой погоде идут своим путем и строят программы так, как считают нужным. В первую очередь Пьер Булез, Хайнц Холлигер и Мицуко Ушида.
83-летний Булез уже давно стал легендой. В его репертуаре есть и Моцарт, однако маэстро обошелся без него. Музыку композиторов трех поколений Булез показал за пультом всемирно известного ансамбля Intercontemporain, который основал 33 года назад. Начал с Asko Concerto Эллиота Картера -- живого классика, недавно отметившего столетие. Сочинение построено на поочередном концертировании различных пар инструментов, прерываемом всплесками всего ансамбля. Как всегда у Картера, исполнители не играют вместе в обычном смысле слова; напротив, музыка рождается вопреки их кажущейся рассогласованности. В дуэтах альта и гобоя, кларнета и контрабаса, трубы и скрипки каждый инструмент будто не слышит другого, и тем удивительнее целостность результата. Следом сочинение 38-летнего Маттиаса Пинчера для контрабаса, трех виолончелей, ансамбля и живой электроники. Оно было интересно главным образом тем, что все инструменты издавали звуки, как нельзя более далекие от привычных. После антракта Булез дирижировал одним из крупнейших своих опусов, Derive 2 для 11 солистов. А на авторском вечере маэстро прозвучали и сочинения с применением новых технологий. Сильнейшее впечатление произвела 20-минутная Anthemes 2 для скрипки и электроники. В записи эта музыка кажется лишь холодной игрой композиторского ума, демонстрацией достижений исполнительской и цифровой техники. Однако в интерпретации потрясающей скрипачки Каролин Уидманн сочинение звучало ничуть не менее волнующе, чем любой романтический концерт.
Еще один герой фестиваля, Хайнц Холлигер, без Моцарта не обошелся. Холлигер известен в первую очередь как композитор и гобоист-виртуоз, для которого писали почти все классики ХХ века, однако на фестивале он выступил как дирижер с оркестром Camerata Salzburg. Программы выстроил на свой вкус, с внутренним сюжетом и подтекстами, таких фестивалю не хватало. Один из его концертов открывался "Гробницей Куперена" Равеля, посвященной погибшим в первую мировую войну, и завершался "Военной" симфонией Гайдна; во второй ее части по залу неожиданно прошагал небольшой, но оглушительно гремевший военный оркестрик. Между Равелем и Гайдном -- два концерта для кларнета с оркестром, Моцарта и Эллиота Картера; солист Мартин Фрост с равной виртуозностью сыграл оба, показав, как далеко ушел жанр концерта за два века.
Как самоценное произведение искусства был выстроен сольный вечер японской пианистки Мицуко Ушида. Вначале -- ля-минорная соната Моцарта, от которой сразу же захватило дух, хотя Ушида трактовала ее не по-моцартовски властно и сурово. Следом -- Notations Булеза, 12 миниатюр по 12 тактов, написанных композитором в 20-летнем возрасте. После -- Рондо Моцарта ля-минор, удивительно напоминающее Шопена, несколько пьес современного классика Куртага из цикла "Игры" и еще одна соната Моцарта плюс Шуберт на бис. Все это было преподнесено как цельное авторское высказывание, где ни одна часть не случайна.
Кстати, Куртаг -- один из главных героев "Недели Моцарта 2010", в программе которой заявлено два десятка его сочинений.
Илья ОВЧИННИКОВ, Зальцбург