|
|
N°17, 03 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зарплата в подарок
Между двумя Кореями запахло войной и деньгами
К 16 февраля, когда в КНДР будет праздноваться 67-летие ее лидера Ким Чен Ира, южнокорейские правозащитники намерены с помощью воздушных шаров переправить соотечественникам-северянам листовки с обвинениями северокорейских властей в нарушении прав человека, коррупции и пренебрежении к голодающему населению. Антикоммунистические активисты поступали так и ранее, но на этот раз к листовкам будут приложены северокорейские банкноты номиналом 5 тыс. вон -- это примерно 30 долл., что составляет среднюю ежемесячную зарплату северянина.
Южнокорейское министерство по делам объединения страны сначала пригрозило правозащитникам трехлетним тюремным заключением и крупным штрафом (свыше 10 тыс. долл.) за нарушение межкорейского соглашения о недопустимости взаимных нападок. Но позже правительство объявило, что у него нет законных оснований для уголовного преследования возмутителей спокойствия. Такой подход объясняется отчасти тем, что организатор готовящейся акции -- это «Общество жертв похищений», объединяющее родственников 460 южан, в основном членов экипажей рыболовецких траулеров, насильно увезенных в КНДР.
Дело еще и в том, что 30 января Пхеньян объявил об одностороннем расторжении всех соглашений, касающихся прекращения военного и политического противостояния между двумя корейскими государствами, в том числе соглашения о взаимном ненападении, и подтвердил непризнание межкорейской границы в Желтом море (там в 1999 и 2002 годах произошли столкновения флотов Севера и Юга).
Север мотивировал свой шаг тем, что «проводимая Югом политика конфронтации» и «непрерывной эскалации враждебных действий», будучи «источником вооруженных конфликтов», поставила два корейских государства «на грань войны». Вчера минобороны КНДР заявило, что было бы «бесстыдным безрассудством верить в одностороннее ядерное разоружение Севера до ядерного разоружения Юга и устранения угрозы со стороны США», и потребовало направления в Южную Корею международных инспекторов. Сеул и Вашингтон ответили, что в Южной Корее, где находятся 28 тыс. военнослужащих США, ядерного оружия нет.
«Вести торг вокруг военно-ядерной обстановки на всем Корейском полуострове -- это обычная тактика северокорейской дипломатии, -- заметил «Времени новостей» первый замдиректора Института мировой экономики и международных отношений член-корреспондент РАН Василий Михеев. -- Еще до избрания нового президента США я говорил, что после его вступления в должность Пхеньян каким-то образом обострит ситуацию: ракеты запустит, что-то вроде имитации ядерного взрыва устроит или перестрелку в разделяющей Север и Юг демилитаризованной зоне. Но пока он ограничился мягким сценарием -- политическим нажимом». По словам эксперта, Северная Корея «получила от администрации Джорджа Буша все что можно: мазут в обмен на остановленный реактор, исключение из списка стран -- спонсоров терроризма со снятием торговых санкций, теперь риторика северян направлена к Бараку Обаме с целью запросить больше за смягчение ими же взвинченной ситуации».
Александр САМОХОТКИН