|
|
N°70, 19 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кремлевские чтения
У президента становится все больше поклонников
Парламентарии восприняли вчера послание президента в полном соответствии с устоявшимся ритуалом. Кому положено хвалить, тот нахваливал. Кто выбрал себе роль критиков - поругивал. Ну, а тот, кто из ярких тезисов речи президента пытался понять, что же будет предпринято уже в нынешнем году, попали, по обыкновению, в ситуацию полной неопределенности. Как Григорий Явлинский, который обнаружил в послании «много правильного», но не услышал от президента «самого главного - как все это выполнять».
Невозможно не признать правоты вице-спикера Думы Любови Слиски, по оценке которой, послание составлено «политически грамотно и существенно отличается от послания прошлого года». Правильнее было бы даже сказать - «от посланий прошлых лет». Среди ругателей теперь - едва ли не одни коммунисты. Зато число тех, кому все понравилось, заметно увеличилось. Связано это, видимо, с тем, что в речи президента «каждый услышал что-то свое», как отметил вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.
Возросшее число восхищенных законодателей должно радовать Кремль и Белый дом. Ведь от них, судя по вчерашним заявлениям парламентариев, не последует никакой законодательной инициативы, идущей вразрез с замыслами исполнительной власти. «Плыть по течению стабильности нам нельзя, следует ставить перед собой более высокие цели и задачи», - заявил лидер думской фракции «Единство» Владимир Пехтин, но целей не назвал и конкретных задач не поставил. Нужды в этом нет, раз уж президент, по словам лидера фракции ОВР Вячеслава Володина, дал в послании «конкретную программа действий для того, чтобы сделать нашу страну процветающей, улучшить благосостояние россиян и обеспечить России достойное место в мире». Для воплощения же этой программы, по мнению г-н Володина, нужна реформа исполнительной власти, которая «работает по старинке, мало берет ответственности на себя».
«Ругающие» законодатели тоже не смогут огорчить Кремль каким-либо инициативами, не смотря на то, что бранятся крепко. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов назвал услышанное им вчера «посланием о том, что Волга впадает в Каспийское море». Второй человек в партии Валентин Купцов признался, что о послании ему «очень тяжело говорить, поскольку ничего не понравилось». Лидер московских коммунистов депутат Александр Куваев считает, что «Путин сказал все ни о чем». А если президент говорит «ни о чем», то и коммунистам придется проявлять свою активность не в стенах Думы, а на уличных митингах.
Некоторые хлопоты Кремлю и Белому дому могут доставить те депутаты, которые не забыли, что ежегодное послание Федеральному собранию - это не теоретическая программа действий исполнительной власти, а вполне конкретный план, в том числе, и в области законотворчества на ближайший год. О конкретных планах президент не сообщил ничего, и депутатская реакция тут же последовала. В самой экстравагантной форме она проявилась у Андрея Кокошина (экс-секретарь Совета безопасности). Услышав слова президента об «обеспечении международной безопасности», он предположил, что речь идет «о модернизации ядерного арсенала, о возобновлении ядерных испытаний». Зампреду фракции СПС Бориса Надеждина, все сказанное президентом, показалось списанным с программы его партии. Однако он опасается, какими методами эта программа будет воплощаться в жизнь, поскольку г-н Путин не сделал даже намека на этот счет. Лидеру правых Борису Немцову речь президента не понравилась вовсе. Он обрушился на президента с критикой за то, что не названы сроки проведения военной реформы, не сказано о децентрализации бюджета, о путях политического решения чеченского вопроса.
Впрочем, возможно, что парламентарии просто плохо слушали главу государства. Политолог Глеб Павловский считает, что главная проблема президентского послания, «будет ли услышан призыв Путина или он будет проигнорирован нынешними политиками и нынешней бюрократией».
С депутатами и политиками беседовали Виктор ХАМРАЕВ, Мария НИКИФОРОВА