Время новостей
     N°17, 03 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.02.2009
Тортометание с истекшим сроком годности
Перфоманс Андрея Бартенева на кондитерской фабрике «Красный Октябрь»
В минувшую субботу, в последний день работы амбициозной выставки молодых художников «Вторжение: Отторжение», которой в конце прошлого года открылось новое артпространство Baibakov Art Projects (бывшие цехи фабрики «Красный Октябрь»), художник Андрей Бартенев организовал перфоманс с поэтичным названием «Белая радуга над столом» (мюзикл просроченных продуктов). Несмотря на буффонную, клоунскую стилистику, представление вышло странно печальным.

В колонном зале цехов фабрики в дни работы выставки был инсталлирован 32-метровый гипсовый стол, покрытый белой скатертью, -- объект художницы Кати Бочавар «Кушать подано». Это просто стол, вызывающе помпезный и абсолютно пустой, в мятых складках белой скатерти. Напротив стола в день финисажа устроили зрительный амфитеатр. Гостям предусмотрительно выдали полиэтиленовые простыни. Просили завернуться в них самим и укрыть фото- и видеотехнику. Предостережение было небезосновательным. Ведь по периметру стола стояли приготовленные горы тортов с жирным бисквитом (числом штук триста, если не больше), кисломолочные продукты, мешки с мукой. Мысли о предстоящей нешуточной битве просроченных продуктов волновали. В воображении рисовались картины из старых добрых комедий положений. Только перспектива принять в них непосредственное участие казалась слишком неожиданной. Тем более озадачивала возможность массового бегства расфуфыренных светских гостей с трибун. Мало ли кому тортик залепуху где сделает! На платье иль еще где. Паника начнется. Караул! Давка. В общем, веселуха.

Вот так, волнуясь, все ждали перфоманс. Наконец зазвучала ритмичная и наглая какой-то искусственной, латексной веселостью музыка сочинителя под именем Patrick K.-H. Вдоль продольных сторон стола началось шествие двух армий, мужской и женской. Одеты воители были в фантастические белые скафандры, очки и каски, отдаленно напоминающие конструктивистскую «прозодежду» мастеров русского авангарда.

Под музыку, с клоунским кривлянием участники начали уничтожать продуктовые боеприпасы. Перебрасывание тортами, пуляние молочными продуктами превратилось в загадочную пантомиму. Очень разнузданную (с постепенным раздеванием двух армий и валянием героев в сладком жирном месиве) и удивительным образом эмоционально закрытую, не контактную по отношению к зрителям. Целлофаном укрывали нас зря. Ни один кусочек торта в сторону трибун не полетел.

После того как запасы продуктов превратились в молочные реки, мучные горы и бисквитные берега, барахтающиеся в этом ландшафте солдаты двух армий встали друг напротив друга, поклонились и строем ушли прочь. На их место вышли сумрачные люди в черных комбинезонах и касках и угрюмо, под жесткое техно начали крушить баррикаду-стол. В темноте вспыхивали искры сварки, метались лихорадочные световые пятна от прожекторов, и все было как-то совсем не позитивно. Сладкая слякоть в итоге смешалась с кучами строительного мусора. Пейзаж после битвы выглядел метафорой темы «суета сует и всяческая суета». Черные деконструкторы сделали свое дело. Поклонились друг другу и строем ушли.

И я вдруг вспомнил, что Бартенев года два назад в клубе «Дом» сделал очень беспощадный к нервам, слуху и глазу зрителя перфоманс о болезни времени и пространства, которые гложет коррозия бессмыслицы. Партнером Андрея тогда был не кто иной, как мэтр концептуальной музыки Владимир Мартынов. А теперь вот продолжение темы. Вроде все как полагается у шутов и клоунов. И все по-другому: словно театр комедии дель арте поселился в пугающих своим экзистенциальным мороком интерьерах живописи Магритта. Очень точное ощущение специфики сегодняшнего дня и возможности в нем искреннего дуракаваляния. И еще вспоминаются серии трагических изображений пульчинелл знаменитого художника хрупкой эпохи рококо Джованни Батиста Тьеполо. Нелепые и беззащитные шуты в белых колпаках с горбами олицетворяют у Тьеполо суетность тщеславных стремлений людских. Впечатляет то, что именно к такой философеме приблизилось вроде бы беззаботное, радужное искусство Андрея Бартенева.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки