|
|
N°16, 02 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Квитанция с большой дороги
Итальянским водителям выписывались «левые» штрафы
Руководителям российской автоинспекции, часто ссылающимся на опыт западных коллег, активно использующих видео- и компьютерную технику для фиксации дорожных правонарушений, теперь придется признать, что автоматизация процесса выявления незаконопослушных водителей сулит не только повышение собираемости штрафов, но и чревата серьезными скандалами. Полицейские Италии, несколько лет назад внедрившие на улицах систему контроля T-Redspeed, сегодня готовятся к массовым судебным разбирательствам.
Как сообщает BBC, тысячи водителей могут обратиться в суд с жалобой на неправомерно наложенный штраф за проезд перекрестка на красный свет. Возможность подать иск и с большой вероятностью выиграть процесс появилась у них после того, как власти начали расследование в отношении создателей системы T-Redspeed, а также внедрявших ее полицейских и муниципальных служащих. Сейчас появились серьезные основания подозревать, что система была подстроена так, чтобы штрафы выписывались в том числе и невиновным. По самым пессимистичным оценкам, до миллиона нарушений ПДД, зафиксированных камерами наблюдения по всей стране, были подстроены.
В мире это, безусловно, далеко не первый скандал, связанный с использованием автоматизированных систем фиксации нарушений ПДД. Но раньше ошибки подобных систем были вызваны сбоем техники. Так, например, в 2006 году власти австралийского штата Виктория аннулировали порядка 1200 штрафных квитанций на общую сумму 100 тыс. австралийских долларов -- «взбесившийся» фоторадар причислял к нарушителям практически все проезжавшие мимо машины, а их владельцам автоматически направлялись по почте требования оплатить штраф. Но в случае с итальянской T-Redspeed следователи подозревают, что система, соединившая видеокамеры и светофоры, была изначально настроена в пользу муниципалитетов -- продолжительность включения «переходного» желтого света была вдвое меньше положенного по итальянским стандартам, три секунды вместо шести.
Наверняка это новшество заметили многие полицейские и чиновники, столкнувшиеся с системой. Но обвинить технику в мошенничестве первым решился шеф полиции известного курортного городка Леричи Роберто Францини. Он заметил, что на подведомственной ему территории после установки системы T-Redspeed резко возросло количество выписываемых штрафов за проезд на красный свет светофора. В интервью британской The Independent г-н Францини пояснил, что ему показалось странным, когда всего за один месяц автоматика выписала 1439 квитанций при том, что раньше никогда не фиксировалось больше 15 проездов на красный в сутки. Визит на перекресток только усилил подозрения полицейского -- он заметил, что желтый горит меньше положенного. Справедливо отметив, что борьба за безопасность дорожного движения не должна превращаться в разновидность фискальной системы, г-н Францини написал жалобу.
Сейчас расследованию, так или иначе затрагивающему более 300 муниципальных образований, в которых используется система T-Redspeed, дан самый широкий ход. Следствие изучает действия 108 человек -- полицейских и муниципальных чиновников, а также работников частных фирм, связанных с установкой системы. Автор и основной разработчик автоматизированной системы Стефано Арригетти помещен под домашний арест. Последний через своих адвокатов полностью отрицает свою вину в использовании не сертифицированного должным образом программного оборудования и сговоре с муниципальными чиновниками. Однако полицейские в Милане и Вероне собираются доказать, что неправильная настройка T-Redspeed стала причиной выписки неправомерных штрафов на общую сумму 150 млн евро.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ