Время новостей
     N°16, 02 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.02.2009
Транзит Аршавина в Европу
Похоже, «Газпрому» легче было договориться с Украиной о возобновлении транзита своего газа в Европу, чем продать в ту же Европу лидера питерского «Зенита» Андрея Аршавина.

Буквально сегодня Арш наконец может стать игроком лондонского «Арсенала». А может и не стать. Последние полгода публика, следящая за ходом этой дешевой мелодрамы, обсуждает не столько перспективы карьеры игрока Аршавина, сколько доходы и потери, которые понесут от возможной сделки его реальные или мнимые агенты, сам «Зенит» и сам футболист. Отсутствие прозрачной системы сделок в европейском футболе, помноженное на еще более экзотические правила ведения футбольного хозяйства в России вообще и питерском «Зените» в частности, приводит к тому, что игрок становится заложником собственных амбиций и теневого бизнеса.

У меня нет ни малейших сомнений, что «Арсенал», если туда все-таки перейдет Аршавин, не будет платить ему больше, чем «Зенит». Зато есть большие сомнения, что самый талантливый российский футболист десятилетия сможет стать игроком основы «канониров» и удержать игровой тонус, необходимый для сохранения своих позиций в сборной России. Хотя именно судьба футболиста Аршавина --главное в этом мучительном для всех сторон расставании «Зенита» со своим символом последних лет.

Вообще умение распорядиться своей карьерой -- как с точки зрения выбора агентов, так и с точки зрения выбора клуба -- одно из важнейших свойств выдающихся футболистов. Особенно в современном футболе, где большие или очень большие деньги, игра амбиций и даже личная жизнь могут поломать карьеру сильнее, чем тяжелые травмы.

Перед глазами стоит несколько относительно свежих примеров того, как надо и как не надо распоряжаться своей карьерой. Из неудачных примеров -- Шевченко, Бекхэм и Александр Глеб. Из удачных -- Кака.

Под влиянием жены-американки, желавшей жить в англоязычной стране, а лучше всего в Лондоне, а также лично дружбы с Романом Абрамовичем Андрей Шевченко сменил «Милан», где мог бы стать лучшим бомбардиром в истории клуба и где обрел настоящий футбольный дом, на «Челси». И теперь, вдоволь помучившись в «Челси», прочно сидит на лавке в «Милане» -- там теперь другие лидеры.

Дэвид Бекхэм тоже во многом по семейным обстоятельствам вынужден был променять мадридский «Реал» на почетную и очень дорогую футбольную пенсию в «Лос-Анджелес Гэлакси». Он все еще мечтает сыграть за сборную Англии на чемпионате мира-2010 и потому согласился в американское межсезонье провести в аренде три месяца за «Милан», где явно получает удовольствие от игры. Но жена Виктория не хочет, чтобы три их сына оставались в Италии, поскольку они не знают итальянского, а американский клуб, заплативший гигантские деньги за главного поп-персонажа футбольной сцены, категорически не желает, чтобы Бекхэм оставался в «Милане» насовсем. Между тем самому игроку такой вариант подошел бы более всего. Замечательный белорусский полузащитник-распасовщик Александр Глеб променял «Арсенал», где идеально вписывался в игровую схему и был одним из ключевых организаторов игры, на «Барселону», где нет ярко выраженного плеймейкера, зато практически каждый полузащитник и нападающий может выполнить эти функции. В результате у Глеба нет ни малейших шансов закрепиться в основе «Барсы».

А вот бразилец Кака проявил мудрость и ответственное отношение к своему таланту, отказавшись променять «Милан» на золотую клетку в «Манчестер Сити». Пока игрок в расцвете сил, он не должен переходить в заведомо более слабую команду ради денег. К тому же в сильных клубах все-таки звездам платят тоже неплохо.

Аршавин слишком давно и явно не хотел оставаться в «Зените», чтобы можно было ожидать от него успешных выступлений за эту команду. Но ни в «Барселоне», куда его поначалу сватала футбольная молва, ни в лондонских «Тоттенхэме» или «Арсенале» игроцкие перспективы Андрея тоже не выглядят радужными. Он привык быть лидером, но ни в одной из тех команд, которые им интересовались, шансов на это нет. Человеку со статусом суперзвезды отечественного футбола в 28 лет непросто будет начинать в чемпионате, где его такой звездой никто не считает.

В любом случае, если Андрей не определится со своим будущим окончательно уже сейчас, Россия рискует потерять одного из лучших своих игроков в полном расцвете сил, и вовсе не по причине травмы. Душевная травма в данном случае может оказаться куда страшнее физической.

Семен Новопрудский