|
|
N°15, 30 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трубы и дороги
Белоруссия готовит проекты для России
Завтра в Москве пройдет заседание российско-белорусского союзного правительства, главной темой которого должны стать перспективы экономического сотрудничества. В условиях мирового финансового кризиса Белоруссии важно получить поддержку со стороны России. Ожидается, что одной из тем переговоров станет предоставление Белоруссии второго транша российского кредита, общий объем которого составляет 2 млрд долл. Половина суммы была получена в конце минувшего года.
«В условиях мирового кризиса Москва может выставить условия, гарантирующие платежеспособность белорусской стороны. Вероятно, Минску будет рекомендовано сократить бюджетные расходы и принять ряд других мер», -- заметил «Времени новостей» глава исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Аналитики полагают, что глава белорусского правительства Сергей Сидорский обсудит со своим российским коллегой Владимиром Путиным сотрудничество в сфере энергетики. Сегодня Минску крайне важно покупать у России нефть и газ по низким ценам, поскольку это позволит сдерживать рост себестоимости продукции. Не менее актуален для Белоруссии вопрос о расширении транзитных возможностей. В январе Сергей Сидорский предложил России реализовать проект строительства второй ветки газопровода Ямал--Европа. Москва потеряла к нему интерес после происшедшего в начале 2007 года российско-белорусского энергетического конфликта, который привел к перебоям с поставками нефти в Европу. С тех пор Россия окончательно сконцентрировалась на создании в обход Украины и Белоруссии газопроводов «Северный поток» и «Южный поток». «Вопрос о второй ветке Ямал--Европа вряд ли станет предметом обсуждения. Ведь это тема не двусторонних, а трехсторонних переговоров с участием европейцев. К тому же маловероятно, что Россия, которая реализует альтернативные проекты, захочет тратить деньги на Ямал--Европа-2», -- считает Ярослав Романчук.
Вместе с тем Белоруссия намерена использовать преимущества своего географического положения между Россией и Европой, предложив Москве набор проектов в транспортной сфере ориентировочной стоимостью 100 млрд российских рублей. Как заявил вчера министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Владимир Сосновский, реализация этих проектов может занять пять-шесть лет. Речь идет о модернизации железных и автомобильных дорог, эти проекты будут представлены на сегодняшнем заседании союзного совмина.
На днях премьер Сидорский сообщил, что союзный совмин вернется к рассмотрению вопроса о создании полноценного таможенного союза с начала 2010 года. Это заявление удивило экспертов, поскольку уже более десяти лет сторонам не удается полностью согласовать таможенные тарифы. «Не думаю, что снятие таможенного контроля сегодня возможно. Этого не произойдет до тех пор, пока стороны не откажутся от протекционистских мер по защите своих производителей. Это в первую очередь касается Белоруссии, доступ на рынок которой серьезно затруднен», -- заметил в беседе с «Временем новостей» г-н Романчук.
Вчера минэкономики Белоруссии сообщило, что объем двусторонней торговли в январе--ноябре 2008 года составил 32 млрд долл., что на 38,5% больше аналогичного периода 2007 года. Вместе с тем рост белорусских поставок почти в два раза отстал от увеличения закупок в соседней стране -- экспорт в Россию увеличился на 24,3%, до 10 млрд долл., но импорт вырос на 46%, до 22 млрд долл. В итоге отрицательное сальдо Белоруссии в торговле с Россией составило 12 млрд долл. Эксперты полагают, что в связи с падением доходов от экспорта в третьи страны Минск может продемонстрировать более гибкий подход к проблеме таможенных тарифов ради расширения присутствия своих товаров на рынке России.
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск