|
|
N°69, 18 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Икарусы» замедленного действия
Ленинградская область и Венгрия поссорились из-за 14 миллионов долларов
Ленинградская область может стать ответчиком по кредиту объемом свыше 14 млн долл., полученному в 1997 году ГУП «Леноблпассажиравтотранс» на покупку автобусов «Икарус». Арбитражный суд при торгово-промышленной палате Будапешта удовлетворил иск венгерской государственной страховой компании Mehib к госпредприятию и постановил взыскать с него сумму, которую компании не заработать и за десять лет. А поскольку Ленобласть была одним из гарантов по кредиту, истцы грозят взыскать средства с областного бюджета.
Mehib застраховала кредит в размере 12,7 млн долл., который «Леноблпассажиравтотранс» пять лет назад получил от синдиката венгерских банков по главе с венгерским Ex-Im Bank. Гарантом займа выступил банк «Российский кредит», субгарантии предоставило правительство Ленинградской области. Когда транспортное предприятие обнаружило, что не способно расплатиться с кредиторами, выяснять отношения стали Mehib, «Роскред» и областное правительство.
Вначале российские участники конфликта дружно демонстрировали свою неплатежеспособность. Губернатор Ленобласти Вадим Густов, взявший в свое время кредит, и его преемник Валерий Сердюков настаивали на реструктуризации займа и отсрочке его погашения. У «Роскреда», с которого венгры требовали 15 млн долл., после 1998 года начались финансовые трудности, и в результате он оказался под управлением Агентства по реструктуризации банков.
Тем не менее «Роскред» смог договориться с Mehib и стороны заключили мировое соглашение, которое в минувшем году утвердил арбитражный суд Москвы. По информации из правительства Ленобласти, банк заплатил страховщику около 1 млн долл. и передал кредитору собственные векселя примерно на 11 млн долл. со сроком погашения в 2003--2009 годах. Местные власти считали конфликт улаженным. Недавно вице-губернатор Ленобласти Александр Яковлев заявил, что проблема «венгерского кредита» снята с повестки дня.
Но не тут-то было. Как сообщили газете «Время новостей» в окружении вице-губернатора, «венгры, спокойно взявшие векселя, требуют еще и деньги». Причем Mehib избрала довольно хитрую тактику: заполучив ценные бумаги банка-гаранта -- «Роскреда», теперь компания обратилась в суд с иском к заемщику --- «Леноблпассажиравтотрансу». Она потребовала взыскать с должника чуть больше 14 млн долл.: 12,7 млн долл. -- основной долг, остальное -- проценты и штрафы. Вчера представители Mehib объявили, что арбитражный суд при торгово-промышленной палате Будапешта иск удовлетворил. А поскольку у владельца автобусов таких денег нет, расплачиваться, по мнению венгров, предстоит областному бюджету.
Однако областные чиновники придерживаются противоположного мнения и уверены, что Mehib этих денег не видать. «Роскред» все обязательства Ленобласти перед венграми взял на себя, и документально подтверждено, что он их выполнил», -- заявил вчера газете «Время новостей» губернатор Валерий Сердюков.
«Решение венгерского суда противоречит международному законодательству», -- сказал нашей газете гендиректор ЗАО «Юридический центр «Северо-Западный регион» и преподаватель юрфака СПбГУ Иван Ильюшихин, представляющий интересы Ленобласти в данном деле. По его словам, согласно международному договору между Венгерской Народной Республикой и СССР от 1958 года, который действует и сегодня, решение судов любой из договаривающихся сторон признается другой стороной. Кроме того, отмечает г-н Ильюшихин, Московский арбитражный суд, утвердив 5 августа 2000 года мировое соглашение между «Роскредом» и венграми, установил, что векселя выдавались «как средство платежа, а не как средство покрытия». Между тем в решении венгерского суда, отменяющего мировое соглашение, говорится, что ценные бумаги выдавались в качестве средства покрытия.
Исходя из этого областное правительство убеждено, что решение суда в Будапеште не налагает обязательств на администрацию Ленобласти. Комментарии представителей Mehib вчера получить не удалось.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург