Время новостей
     N°14, 29 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.01.2009
Страна, государство и информация
Автор этого текста -- Михаил Донской, российский IT-специалист с мировым именем. Он умер 13 января. Его знали все, кто связан с IT-индустрией по обе стороны океана, -- бизнесмены, ученые, журналисты. Помимо прочего, Михаил Владимирович был блестящим публицистом. Он умел анализировать самые сложные и тонкие темы, подходя к ним со знаниями и навыками анализа IT-инженера. Эта статья Михаила Донского передана редакции его сыном Андреем Вашевником. Написана она осенью прошлого года и представлена здесь в том виде, в каком автор оставил работу над ней.

«Патриотизм -- последнее прибежище негодяя»

Я уже писал в статье о методах ведения информационной войны (опубликована на сайте itblogs.ru. -- Ред.) о таком методе, как смешение понятий. В последнее время этот метод стал едва ли не ведущим в СМИ. Связано это с последними событиями в Южной Осетии, которые я обсуждать не буду. Как специалист в теории информации я хочу сосредоточить внимание на другом смешении -- смешении понятий «страна» и «государство» и различных следствиях этого смешения.

Каждый человек живет на какой-то территории. Для простоты я возьму за пример себя. Я живу на юго-западе Москвы. И это место, и Воробьевы горы и река Москва существуют уже тысячи лет, хотя когда-то они не имели сегодняшних названий, а когда-то имели другие названия. Тем не менее это вполне определенное место с незапамятных времен.

С другой стороны, я живу в Ломоносовском округе города Москвы Российской Федерации. Эти понятия отражают не территории, а уровни управления или, проще говоря, власть. Даже за время моей жизни сменилось государство, чьим гражданином я являюсь. А до меня здесь было Московское княжество, Российская империя, Татаро-Монголия и, возможно, много чего другого. И это были не просто разные топонимические названия, но разные системы управления, своды законов и так далее.

В сущности, моя мысль сводится к тому, чтобы правильно и уместно употреблять слова «Россия» и «Российская Федерация» (далее по тексту -- РФ). Если первое отражает материально существующую территорию, то второе -- абстрактную структуру управления этой территорией.

Когда президент РФ говорит от имени России, я мысленно подставляю в его фразу РФ вместо России. Когда мэр говорит от имени Москвы, я вскипаю и успокаиваю себя только аналогичной подстановкой -- московского правительства вместо Москвы.

Хотелось бы обратить внимание на то, что не только наша страна -- подросток, как писал Маяковский, но и само понятие государства в сегодняшней форме, с четко обозначенными границами и территориальной целостностью, существует каких-то 400 лет. До этого власть распространялась только на города. Спарта и Афины, Рим и Ганзейский союз -- это все власть городов.

Государства в сегодняшней форме возникли вследствие «сжатия» географического пространства. Я имею в виду информационное, а не физическое сжатие. Что знали на Руси об Америке? Сколько времени шли новости из Парижа в Москву в XV веке? Сколько времени занимало путешествие из Петербурга в Москву? И что сейчас? Иметь четкие границы государство может только тогда, когда о нарушении этих границ становится известно достаточно быстро, чтобы принять ответные меры.

Таким образом, информация, точнее, развитие информационных технологий (в которые я включаю и кибитки, и вестовых, и сигнальные огни) изменило понятие государства.

Теперь оптимистичная мысль. Те же информационные технологии, которые породили сегодняшнюю форму государства, ее и разрушат. Все признаки такого разрушения налицо -- глобализация, международные корпорации, зависимости региональных рынков от рынков других регионов.

Мир становится еще теснее, и рамки государства перестают выполнять позитивную роль в развитии экономики. Я уж не говорю о том, что некоторые государства впрямую ей мешают. Как попытка преодолеть эти рамки возникло Европейское сообщество, экономический союз стран Северной Америки.

Моя оценка -- XXI век будет последним веком государственности сегодняшнего типа. Что будет вместо нее, не знаю, но такой точно не будет.

Под этим углом зрения слова «Я -- государственник» звучат синонимом словам «Я -- ретроград». Что вам, как патриоту, должно быть дорого -- существование Совета Министров и Государственной думы или благополучие жителей России? Ответ всем, кроме министров и депутатов, очевиден. Но, к сожалению, именно они, по самому определению государства, имеют все ресурсы и возможности навязывать остальным свой взгляд на вещи и свои решения.

Закончу словами о патриотизме.

Сегодняшняя ситуация с патриотизмом напоминает времена «Кубанских казаков» -- каждый думает, что только ему так не повезло, что ему больше нравится Россия, чем Российская Федерация. И только те, кто бесконечно прокручивает один и тот же патриотический фильм, понимают, где зарыта собака.

Я патриот России. Имея много соблазнительных возможностей переехать в другие, более развитые страны, я живу здесь и не жалею об этом. Но я не патриот РФ и тем более СССР. За всю свою сознательную жизнь я не видел руководителя государства, гражданином которого я являюсь, который бы не вызывал у меня чувства стыда. И фраза из эпиграфа, как я ее понимаю, относится именно к патриотам государства.





Подготовлено совместно с iToday.ru

Михаил ДОНСКОЙ