|
|
N°15, 30 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конец -- делу венец
Проект «Современника» завершился спектаклем по ранней пьесе Островского
«Неожиданный случай», четвертый и последний из спектаклей режиссеров-дебютантов в «Современнике», сделан студенткой Сергея Женовача Екатериной Половцевой. Влияние мастера видно сразу -- и в выборе материала (ранняя пьеса Островского), и в тщательности работы с актерами, в умении «умереть в них». В том нет ничего плохого: копирование качества работы -- это как копирование хорошей речи, учеников Женовача можно опознать сейчас в общей режиссерской массе, как актеров Малого театра когда-то по образцовой дикции. Не очень понятно, сможет ли Половцева в дальнейшем быть полезна «Современнику» -- придется ли ко двору театру «гуашному» режиссер акварельный? Но беспокойства ее грядущая судьба не внушает никакого -- профи нигде не пропадет.
Половцева умеет рассказывать предлагаемые автором истории -- например, вот эту, которую сочинил 27-летний Островский, еще не ставший главным автором русского театра, оглядывающийся на великих коллег и намечающий собственные темы. В ней всего три действующих лица -- молодой помещик Сергей Андреич (Евгений Павлов), его однокашник Павел Гаврилыч (Илья Лыков) и тридцатилетняя вдова Софья Антоновна (Янина Романова). У Островского еще присутствовала горничная, но она из спектакля исчезла безболезненно; никого нынче не удивляет, что при визите к даме вас не встретит служанка, сообщающая, что госпожа одевается. Да, в основе пьесы треугольник, но треугольник не тривиальный: Сергей Андреич влюблен во вдову, а Павел Гаврилыч так страстно предостерегает его от женитьбы и так трудится, чтобы разрушить этот возможный брак, что зритель XXI века начинает предполагать сюжет, не запланированный Островским.
Половцева проводит спектакль по тонкой грани: характерные для XIX века пылкие дружеские излияния, когда один мужчина говорит другому «Я люблю тебя», остаются излияниями именно дружескими, но странность их для нашего уха тоже чуть подчеркнута и создает необходимый комический эффект. Павла Гаврилыча мучит дружеская ревность -- и то, как он с ненавистью следит за похищающей у него друга вдовой, как дергается, заметив, что они в очередной раз переплели пальцы, все это сыграно Лыковым с отличной точностью. Дружба часто бывает отношениями «ведущий -- ведомый», и Павел Гаврилыч, привыкший распоряжаться своим слабовольным приятелем, жутко страдает от потери власти. Сергей Андреич же, буквально обалдевший от внимания светской львицы (такой героиню изображает Янина Романова), «срывается с цепи», и вот этот восторг свободы, совмещенный тут же с опасливым нежеланием обидеть приятеля, Евгений Павлов живописует красочно и вдохновенно.
Спектакль, рассказывающий историю о соревновании власти и чувства (конечно, в формате жениховско-комическом), сам становится соревнованием актеров. Павлов буквально купается в роли: заявляя, что герой мог бы найти себе невесту и получше, подмигивает кому-то в зрительном зале; в «театральной сцене» (визит в театр в пьесе только подразумевается, Половцева же сделала из него отдельный аттракцион) мечется меж ложами приятеля и дамы сердца с энергией и жестикуляцией комика немого кино. Лыков хмурится, поджимает губы, будто старается удержать растущее негодование внутри, в рамках хорошо сшитого костюма. Его герой настолько джентльмен, что в этом есть что-то прямо английское -- и точно прописанные манеры, дающие трещину под напором стихийного бедствия под названием женщина, производят ничуть не меньшее впечатление, чем фонтан темперамента коллеги.
Традиционную речь перед началом спектакля (каждая из дебютных постановок удостаивалась предисловия) Галина Волчек закончила просто: «Не будем загадывать, что будет дальше, но хотелось бы, чтобы и дальше что-то было». Остается надеяться, что будет, и мы не только увидим кого-нибудь из режиссеров, участвовавших в проекте, сочиняющим репертуарный спектакль для «Современника», но через какое-то время взглянем и на следующий такой опыт поиска талантов. Этот вышел очень любопытным.
Анна ГОРДЕЕВА