Вчера глава российской дипломатии Сергей Лавров заметил, что высказывания представителей администрации нового президента США Барака Обамы «позволяют надеяться, что они будут более готовы к совместной аналитической работе, к конструктивному рассмотрению всех аспектов стратегической стабильности, чем предыдущая администрация». Осторожному оптимизму министра могли способствовать недавние заявления шефа Пентагона Роберта Гейтса и главы Объединенного комитета начальников штабов адмирала Майка Маллена.
Роберт Гейтс -- единственный высокопоставленный чиновник администрации Джорджа Буша, сохранивший пост при Обаме. Выступая 27 января в профильном комитете сената, он назвал вооруженный конфликт России с Грузией в августе 2008 года «напоминанием о том, что российских военных нельзя сбрасывать со счетов в том, что касается Восточной Европы и Кавказа». Вместе с тем он призвал «не путать попытки России доминировать в ее ближнем зарубежье с проистекавшей из идеологических соображений кампанией по глобальному доминированию во времена «холодной войны». На вопрос о том, представляли ли совместные учения ВМС России и Венесуэлы в Карибском море в ноябре прошлого года угрозу для США, глава Пентагона ответил: «Я более озабочен иранским вмешательством и подрывной деятельностью в регионе, нежели русскими. У них есть право на проведение таких учений, и они им пользуются».
«Я тогда понимал, что нашим лучшим ответом на заход русских кораблей в Венесуэлу будет бесстрастность, -- заметил Гейтс -- Если бы не российско-грузинский конфликт, я бы посоветовал президенту пригласить русские корабли в порт Майами. Во Флориде русские моряки провели бы время куда лучше, чем в Каракасе». Он добавил, что российские пилоты стратегических бомбардировщиков Ту-160, построенных еще в советские времена, «должны были быть рады» тому, что по пути в Венесуэлу их сопровождали истребители ВВС США: «Хотя русские на это жаловались, мы хотели быть вместе с ними на случай необходимости проведения спасательной операции».
Уже в более серьезном тоне Гейтс заметил, что хотя Москва и возражает против размещения элементов противоракетной обороны (ПРО) США в Центральной Европе, он видит «большой потенциал» сотрудничества с Россией в этой сфере. Адмирал Маллен на брифинге для иностранных СМИ дал отрицательный ответ на вопрос о том, может ли он подтвердить, что администрация Обамы приняла решение не размещать противоракеты и радар ПРО в Польше и Чехии, подчеркнув, что с Москвой «все еще нет взаимопонимания».
Тем не менее, по словам Маллена, его обнадеживают итоги регулярных обменов мнениями с коллегой -- начальником Генштаба российских вооруженных сил Николаем Макаровым. «Чтобы снять разногласия, надо продолжать их обсуждать», -- сказал адмирал. Он сообщил, что НАТО пытается сейчас найти «лучший путь в отношениях с Россией»: «Такого же подхода следует придерживаться и нам».
Сближению сторон способствуют также «общие цели США и России в Афганистане». По оценке адмирала Маллена, Россия «заинтересована в стабильности в Афганистане и не заинтересована в том, чтобы в этой стране находили убежище экстремисты, чтобы там к власти вернулся террористический режим», что «открывает перспективы совместной работы». На вопрос об отношении к идее оказания Москвой военной помощи Кабулу г-н Маллен ответил, что «США и Россия заинтересованы в том, чтобы Афганистан стал стабильным, демократическим государством».
«Степень военного сотрудничества России и США может определить лишь политическая воля их верховных главнокомандующих -- президентов», -- заметил «Времени новостей» глава аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. По его словам, США и их союзники проводят в Афганистане операцию, полностью отвечающую российским национальным интересам: «Пожалуй, никогда еще в российской истории не было такого положения дел, когда другая страна проливала бы столько крови ради обеспечения стабильности в ближнем зарубежье России».