|
|
N°69, 18 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осторожно -- небо открывается!
Военные проверяют друг у друга самолеты-шпионы
В среду на авиабазе Нордхольц в Германии зарубежным военным специалистам была представлена редкая возможность как следует изучить российский самолет-шпион Ан-30Б. Впрочем, делегации российского Генштаба в этот момент скучать тоже не приходилось, поскольку ей было предложено столь же близкое знакомство с разведывательными самолетами других стран, входящих вместе с нами в число государств -- участников договора «Открытое небо» (ДОН). После взаимного освидетельствования техники стороны согласуют друг с другом планы разведывательных полетов и приступят к вполне легальному «воздушному шпионажу». Например, российский Ан-30Б совершит пробные полеты над Германией уже на нынешней неделе. Вообще-то первоначально планировалось, что реализация ДОН в полном объеме начнется только с августа нынешнего года, однако Москва попросила дать ей такую возможность уже сейчас. На выполнение международных договоров российскому оборонному ведомству отпускаются из бюджета довольно скромные средства, а гонять просто так на осмотр самолет в Германию и обратно слишком дорого. Впрочем, наши западные партнеры по договору отнеслись к этой просьбе с пониманием, поскольку российская сторона из-за хронических финансовых проблем последних лет и без того постоянно не выбирает квоты своих полетов в рамках ДОН.
Хотя договор «Открытое небо» был подписан ровно десять лет назад -- в марте 1992-го, в силу он вступил только с нынешнего января. Все это время продолжались процедуры согласования и ратификации документа на национальном уровне. Кстати, из первоначальных 27 участников этого соглашения (среди них были не только страны Европы, но и США с Канадой) дольше всего с этим провозились Россия и Белоруссия. Главным образом из-за того, что оппозиция пыталась разыграть карту «Открытого неба» в своих интересах: доходило до того, что депутат-коммунист Альберт Макашов буквально митинговал на заседаниях Госдумы, призывая своих коллег-парламентариев «дать отпор самолетам-шпионам НАТО, которые уже летают над Россией». Дело в том, что полеты западных самолетов над нашей территорией и соответственно наших за рубежом действительно проводились и до окончания процесса ратификации -- еще с 1992-го года -- в так называемом пробном режиме. Российское Министерство обороны уже было отчаялось объяснить депутатам, что договор этот выгоден в первую очередь для самой России. Особенно сейчас, когда возможности космической разведки резко снизились из-за старения российской спутниковой группировки военного назначения. Однако с приходом в Кремль Владимира Путина и сменой состава «охотнорядцев» проблема рассосалась сама собой: ДОН наконец-то был ратифицирован, и Россия уже с полным на то основанием приступила к воздушному шпионажу за своими соседями.
Несмотря на то что ДОН был когда-то лишь одной из первых попыток снизить противостояние между Востоком и Западом после окончания «холодной войны», по мнению наших источников в МИДе и Минобороны, это соглашение не теряет своей актуальности и сегодня. Правда, его первоначальная задача -- предотвратить возможность неожиданного развязывания войны -- сегодня уже не столь актуальна, как десять лет назад. Однако возможности воздушного мониторинга за военной деятельностью сторон способствуют куда более доверительным взаимоотношениям, чем прежде. Кроме того, Россия умудрилась в рамках ДОН параллельно с легальным шпионажем решать и свои коммерческие проблемы. Два года назад на борту наших самолетов, вылетающих на разведку за рубеж, появился рекламный слоган: Promexport -- arms from Russia («Промэкспорт -- оружие из России»). Это было связано с тем, что как раз эта госкомпания продвигала тогда на мировой рынок вооружения сами самолеты Ан-30Б и установленную на них аппаратуру наблюдения. И хотя «Промэкпорта» больше не существует, его рекламное начинание обещает продолжить его нынешний преемник госкомпания «Рособоронэкспорт».
Юрий ГОЛОТЮК