|
|
N°13, 28 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ильюшин и Яковлев переедут к Туполеву
Гражданских авиаконструкторов собирают под одну крышу
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) решила организовать единый конструкторский центр для ведения работ по всем текущим и перспективным проектам в области гражданской авиации. Это станет одним из промежуточных шагов по созданию в подмосковном городе Жуковском Национального центра авиастроения (НЦА), предусмотренного указом президента России Владимира Путина от февраля прошлого года. Правда, конструкторский центр разместится не в Жуковском, а на московской площадке ОАО «Туполев». В нем будут слиты интеллектуальные и технические силы конструкторских бюро Туполева, Ильюшина и Яковлева, участвующие в гражданских проектах. ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», дочерняя компания корпорации «Сухой», проектирующее региональный лайнер Sukhoi Superjet (SSJ) 100, сообщило, что в обозримом будущем продолжит работать отдельно.
О решении свести гражданских авиаконструкторов из разных КБ на одной территории «Времени новостей» сообщил источник в ОАК. Для размещения центра будут использованы два здания (пяти- и десятиэтажное) на набережной Академика Туполева, 17. В советское время их занимало КБ Туполева. После сокращения персонала КБ «значительная часть площадей в них используется нерационально», отметил наш собеседник.
В ОАО «Туполев» неофициально подтвердили существование объединительного плана. Впрочем, вице-президент компании Александр Затучный вчера отказался комментировать эту тему «Времени новостей», посоветовав обращаться за разъяснениями в ОАК.
ОАК одновременно работает над еще более амбициозным проектом в сфере авиастроения. В феврале 2008 года президент Путин издал указ о создании НЦА на базе расположенных в Жуковском Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. Громова, Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) им. Жуковского, а также Экспериментального машиностроительного завода им. Мясищева. К центру будет примыкать транспортно-выставочный комплекс «Россия» для проведения авиакосмических и военно-технических экспозиций. В перспективе сюда намечено переместить ведущие российские авиастроительные КБ и НИИ, а также штаб-квартиру ОАК. Начало строительства первых объектов, а именно штаб-квартиры ОАК и выставочного центра, намечено уже на третий квартал 2009 года (во всяком случае, такие сроки назывались до начала нынешнего финансового кризиса).
В ОАК отмечают, что перевод нескольких КБ на территорию ОАО "Туполев" -- своего рода подготовка к созданию НЦА. При этом на начальных этапах развития НЦА можно будет рассматривать как филиал конструкторского центра в Москве. Сам НЦА начнет полноценно функционировать, как ожидается, к 2015 году.
«Идея концентрации всех конструкторов в одном месте не подвергается сомнению», -- отметил наш собеседник из ОАК, подчеркнув, что КБ Туполева, Яковлева и Ильюшина имеют в области гражданского авиастроения сходные потребности и проблемы.
Впрочем, как выяснила газета «Время новостей», еще одна фирма, активно занятая в этой сфере, пока не собирается переезжать на набережную Академика Туполева. Проект SSJ-100, над которым работает ГСС, считается самым свежим и перспективным начинанием отечественного авиапрома. В 2006 году компания достигла предварительного соглашения о продаже 25% своих акций итальянской компании Alenia Aeronautica, входящей в концерн Finmeccanica. «Планы ОАК по глубокой консолидации российского авиапрома имеют долгосрочный характер, -- сказали вчера «Времени новостей» в пресс-службе ГСС. -- А мы сейчас работаем над вопросами ближайшей перспективы: сертификационными испытаниями нашего самолета и завершением вхождения иностранного инвестора в капитал нашей компании».
Михаил КУКУШКИН