|
|
N°13, 28 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«АвтоВАЗ» дает обещания
Автогигант предложил поставщикам вексельную схему расчетов по долгам
Российский автогигант «АвтоВАЗ» вчера в очередной раз фактически признался, что не располагает денежными средствами для расчетов с поставщиками материалов и комплектующих изделий, и предложил работать по введенной в декабре вексельной схеме финансирования. По мнению экспертов, недовольных в этой ситуации будет много, правда, выбора у компаний-поставщиков практически не остается.
Как говорится в сообщении «АвтоВАЗа», «согласно введенной технологии оплата поставщикам производится различными финансовыми инструментами: 30% от суммы обязательств оплачивается денежными средствами, 70% -- векселями». Оплата НДС по векселям осуществляется денежными средствами. Аналогичным образом будет финансироваться и задолженность января 2009 года, подчеркивает компания. Правда, ни сумму задолженности, ни другие подробности компания не раскрывает, а лишь отмечает, что применить новую схему расчета с поставщиками комплектующих изделий и материалов ее вынудили неблагоприятная экономическая ситуация и возникновение «кассовых разрывов». В компании подчеркивают, что «намерены полностью выполнить свои обязательства перед предприятиями-смежниками». Как считают на заводе, «стабильное и своевременное финансирование обязательств перед поставщиками позволит «АвтоВАЗу» сохранить производственные связи и запустить свои сборочные конвейеры и вспомогательные подразделения со 2 февраля».
Новую схему расчетов «АвтоВАЗ» стал предлагать поставщикам еще в декабре прошлого года. Уже тогда предприятие планировало только 30% суммы задолженности, которая на конец 2008 года, по разным оценкам, составляла около 20 млрд руб., оплатить деньгами. «Поставщикам и раньше приходилось ждать оплаты по долгам, и теперь придется. Плюс в данной ситуации -- это лишь гарантия автогиганта, что он все-таки пусть не сразу, но расплатится», -- считает Илья Макаров из UBS. В то же время, по мнению экспертов, труднее всего придется небольшим компаниям-поставщикам, которые, отказавшись от предложенной схемы, просто не выживут. Президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин ранее тоже признавал, что проблема поставщиков второго и третьего уровня наиболее актуальна. Однако, как говорит г-н Макаров, от такой ситуации никуда не деться, пока не восстановится спрос, а за ним и система платежей. Поставщикам ничего другого не остается, как ждать до 2 февраля, когда конвейер автогиганта заработает. «АвтоВАЗ» зря времени не теряет и с 26 января уже повысил цены на автомобили модельного ряда Lada.
Ирина ЦЫРУЛЕВА