|
|
N°13, 28 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потерпевший претензий не имеет
Чеченских студентов судят за подготовку покушения на Кадырова
В Мосгорсуде вчера начался процесс над тремя уроженцами Чечни, которых обвиняют в подготовке покушения на президента Чечни Рамзана Кадырова. По версии следствия, Лорс Хамиев, Умар Батукаев и Руслан Мусаев 9 мая 2007 года планировали взорвать в Москве начиненный взрывчаткой автомобиль, но за день до этого сотрудникам ФСБ удалось раскрыть заговор.
Изначально, правда, в этом деле речи о покушении на президента Чечни не шло. Молодым людям вменяли подготовку «абстрактного» теракта и незаконное хранение оружия и взрывчатки. Обвинение в подготовке покушения на жизнь государственного деятеля в лице г-на Кадырова появилось намного позже, в ходе расследования. Но и при этом сам президент Чечни в свое время официально заявил, что не имеет к обвиняемым молодым людям никаких претензий.
По версии следствия, главарем террористов был Лорс Хамиев. В свое время он задерживался и проверялся на причастность к другому теракту -- у ресторана «Макдоналдс» в Москве в октябре 2002 года, но в материалах того дела он в итоге проходил как свидетель. Кроме того, по версии спецслужб, Хамиев якобы одно время входил в группу боевиков, устроивших нападение на Ингушетию в 2004 году, но в связи с этим ему вообще претензий официально не выдвигалось. Так или иначе, но следователи пришли к выводу, что именно по его указанию выпускник Московского банковского института Руслан Мусаев и студент Академии экономики и права Умар Батукаев в неустановленное время и у неустановленных лиц приобрели взрывчатку, которой начинили купленный подержанный ВАЗ-2107. Заминированную машину сообщники якобы оставили до проведения теракта во дворе дома №26/44 по Профсоюзной улице, где ее 8 мая обнаружили и при помощи специального робота обезвредили сотрудники ФСБ. Причем разминирование машины длилось почти сутки, и на это время были эвакуированы жильцы ближайшего жилого дома.
В багажнике автомобиля были найдены коробка, наполненная металлическими шариками, радиотелефон, пять промышленных электродетонаторов, средство дистанционного подрыва на базе радиостанции Kenwood, сотовый телефон, один выстрел для подствольного гранатомета, пистолет ИЖ-79, автомат Калашникова и патроны. А под задним сиденьем автомобиля было найдено около 7 кг пластита. По версии следствия, в состав террористической группировки входили и другие лица, но подробнее об их роли в этом деле ничего не говорится.
По настоянию обвиняемых процесс проходит с участием коллегии присяжных, но в закрытом режиме. Этого, в свою очередь, потребовал обвинитель, сославшись на то, что в деле имеются секретные материалы. Как рассказал адвокат г-на Батукаева Мурад Мусаев, вчера прокурор зачитал обвинительное заключение, после чего все трое обвиняемых заявили о своей невиновности. По словам г-на Мусаева, Хамиев утверждает, что он сам сообщил оперативникам о заминированной машине, о которой до этого никто не знал. Таким образом, по мнению адвоката, речь идет о том, что обвиняемый сам предотвратил преступление, чистосердечно во всем признавшись, а значит, по закону не подлежит уголовной ответственности.
Г-н Мусаев рассказал, что в мае 2007 года Хамиев был задержан в Чечне по подозрению в причастности к незаконным бандформированиям и уже после допроса у следователя неожиданно решил написать заявление по поводу заминированной машины в Москве. Только после этого автомобиль был обезврежен взрывотехниками ФСБ, а 10 мая были задержаны Батукаев и Мусаев.
По мнению адвоката, настоящие преступники, которым принадлежали найденное оружие и взрывчатка, находятся в розыске, а Мусаева и Батукаева следствие посчитало террористами лишь потому, что они были хорошо знакомы с Хамиевым, чего сами никогда и не отрицали. Говоря об обвинительном заключении, Мурад Мусаев отметил, что в нем не указано ни время, ни дата, ни место планировавшегося покушения на г-на Кадырова. Обвинение лишь предполагает, что это могло произойти в ходе визита президента Чечни в Москву на празднование Дня Победы. Но никаких четких данных -- чьих-либо показаний или иных материалов -- на этот счет нет.
По словам г-на Мусаева, против его подзащитного Умара Батукаева у следствия доказательств нет и вообще непонятно, с чего спецслужбы решили, что он хотя бы знал о планировавшемся теракте, если он и действительно готовился.
Анатолий КАРАВАЕВ