Завершившийся вчера в Будапеште саммит по газопроводу Nabucco окончательно перевел этот проект в разряд политических. Европейские участники конференции признали, что пора закрыть глаза на коммерческие проблемы и разногласия между заинтересованными сторонами и оформить наконец политические договоренности по проекту. Премьер-министр председательствующей в Евросоюзе Чехии Мирек Тополанек назвал Nabucco «чрезвычайно важным для обеспечения свободы и независимости континента». Глава правительства Венгрии Ференц Дюрчань сообщил, что проект удалось сдвинуть с мертвой точки. Участники саммита, по его словам, договорились приложить все усилия, чтобы до середины июня заинтересованные страны смогли подписать межправительственное соглашение, а также «начали работу над созданием международного правления проекта на высоком уровне».
В то же время еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс между дежурными фразами о значимости Nabucco и вчерашнего мероприятия выдал «большой секрет». По его словам, страны -- участницы проекта до сих пор не решили важные правовые проблемы, которые, судя по всему, не будут сняты, пока государства не отдадут часть суверенитета на союзный уровень (то есть в руки Еврокомиссии). Что нужно передать в компетенцию Брюсселя, он не пояснил. Однако несложно догадаться, что речь идет о консолидированных переговорах со странами-поставщиками, а также о едином подходе к транзиту газа. Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния и особенно Турция ведут в рамках подготовки проекта собственные игры, вступая в сепаратные контакты с потенциальными поставщиками (прежде всего Азербайджаном и Туркменистаном) в расчете получить от них гарантии. Анкара же активно отстаивает свое право на самостоятельные продажи в Европе части газа, который сможет пойти по Nabucco, а на прошлой неделе публично увязала строительство трубы с возобновлением переговоров с ЕС об энергетическом партнерстве и присоединении к блоку (они остановлены по инициативе Кипра, выступающего против сближения с Турцией). Вчера министр энергетики этой страны Хильми Гюлер заявил, что турецкая сторона будет добиваться права зарезервировать около 16% (столько в проекте принадлежит турецкой госкомпании Botas) мощности будущего газопровода.
По словам г-на Пиебалгса, май -- крайний срок для подписания межправительственного соглашения, в котором все политические разногласия будут сняты. Как считает комиссар, дальнейшее промедление подвергнет опасности реализацию проекта. Сейчас действительно удачный момент для поиска политических компромиссов и консенсуса. После истории с прекращением транзита российского газа через территорию Украины фон для продвижения газопровода Nabucco, официальная функция которого снизить зависимость от поставок со стороны «Газпрома», очень благоприятный. В таких условиях могут быть приняты немыслимые ранее решения о финансировании. Правда, пока Брюссель воздерживается от подобной "благотворительности".
Уже никто не отрицает, что у газопровода нет гарантий загрузки. Азербайджан единственный очевидный поставщик, который имеет инфраструктуру для подачи газа в Турцию для последующей транспортировки по Nabucco в Европу. В 2014--2015 годах Баку собирается начать добычу газа в рамках второй фазы проекта «Шах-Дениз» -- около 8--10 млрд кубометров в год на расширение экспорта. Но это лишь четверть необходимого для загрузки объема. С такими гарантиями денег на строительство трубы не даст ни один здравомыслящий банкир. К тому же
президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил в Будапеште, что пока не определены сроки строительства, стоимость транзита и цена газа в Европе, говорить о поставках газа в Nabucco рано. «Мы попытались заключить предварительное соглашение с теми государствами, от которых ожидаем газ», -- цитирует г-на Дюрчаня ИТАР-ТАСС. Попытка, очевидно, успехом не увенчалась.
Ференц Дюрчань уже за несколько дней до саммита начал говорить о необходимости предоставить проектной компании деньги от лица Евросоюза, чтобы выйти из порочного круга, в котором топчутся участники Nabucco. Вчера он сказал, что на первом этапе ЕС должен выделить 200--300 млн евро, а всего профинансировать около 2 млрд евро из капитальных вложений по проекту. Г-н Пиебалгс пообещал, что обсудит в Брюсселе вопрос о кое-каких финансовых гарантиях для привлечения кредитов на подготовку технико-экономического обоснования Nabucco и проведение маркетинговых исследований.
По словам президента консорциума Nabucco Pipeline (австрийская OMV, немецкая RWE, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz, румынская Transgas и венгерская MOL имеют в нем доли по 16,6%) Райнхарда Митчека, ТЭО уже готовится, в скором времени компания перейдет к инженерным разработкам, а затем к маркетинговым исследованиям и экологической экспертизе. Впрочем, накануне саммита он еще раз сдвинул срок окончания строительства газопровода. Ранее его планировалось запустить в 2013 году (после нескольких переносов), а г-н Митчек уточнил, что теперь рассчитывает на 2014 год. Правда, для этого нужно заключить межправительственное соглашение и контракты с поставщиками и потребителями.