|
|
N°13, 28 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коллективное сознательное
Россияне признали кризис, но не утратили надежд на власть
Более половины россиян осознает, что финансовый кризис -- это всерьез и надолго. Однако, несмотря на негативные тенденции в экономике, большинство граждан надеется, что с помощью проводимой политики российским властям удастся преломить негативные тенденции. По этой причине уличные волнения, прошедшие в некоторых европейских странах, России пока не грозят: протестный потенциал россиян не превышает докризисного уровня. Всеми этими данными поделился вчера с журналистами генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров. Цифры были получены в результате всероссийского опроса, проведенного 17--18 января 2009 года, опрошено 1600 респондентов в 140 населенных пунктах 42 регионов страны.
Опросы показывают стабильный рост числа респондентов, которые оценивают состояние мировой экономики как кризисное. Если в марте 2008 года таких было только 14%, то уже в сентябре -- 21%, к декабрю этот показатель подрос до 34%, а после новогодних праздников кризис признали уже 43% россиян. С 1 до 11% возросло число паникеров, считающих, что уже грянула полномасштабная экономическая катастрофа. Зато число оптимистов, полагающих, что мировая экономика динамично развивается, упало по сравнению с мартом прошлого года с 5 до 1%.
Наиболее популярным ответом на вопрос о причинах кризиса у россиян стала неразумная социально-экономическая политика мировых держав (так ответили 16%). Больше всего по этой статье достается Америке. 10% винят в происходящем США, еще 6% конкретизируют: все беды пошли от краха американской ипотеки. А 4% вообще убеждены, что кризис не случаен, что темные заокеанские силы намеренно его спровоцировали и управляют процессом. При этом 37% респондентов полагают, что в конечном итоге сама Америка и пострадала от кризиса больше других стран. Еще 34% считают, что сильнее всего пострадала Россия. Интересно, что в декабре Америку наиболее пострадавшей считали 47%, а Россию только 27% -- очевидно, по мере углубления кризиса своя рубашка становится для россиян ближе к телу, а проблемы американцев кажутся уже не такими серьезными.
Говоря о том, как влияет кризис на психологию россиян, директор ВЦИОМ по связям с общественностью Ольга Каменчук отметила, что, с одной стороны, «наблюдается определенное отрезвление» и достаточно высокий уровень тревожности в обществе. С другой стороны, имеет место «иррациональное поведение»: более половины респондентов (56%), несмотря на обеспокоенность происходящим, не только не пытаются откладывать деньги впрок на случай потери работы, но даже и не собираются этого делать. «За последние годы сложился потребительский стиль поведения, -- развил мысль коллеги Валерий Федоров. -- Россияне привыкли не откладывать, а тратить. Во многом это компенсаторная реакция на голодные 90-е, а также следствие высокой инфляции, при которой копить невыгодно. Сейчас приходится перестраиваться на стратегию сокращения издержек до минимума, а это сложно». Тяжелее всего, по словам Ольги Каменчук, приходится поколению 25--30-летних молодых людей, которые вошли в экономически активный возраст уже в сытые 2000-е годы и не привыкли экономить каждую копейку.
Тем не менее мириться с новыми реалиями приходится. Более половины респондентов (54%) к январю были вынуждены признать, что кризис -- это долгосрочный процесс, скорого выхода из которого ожидать не приходится. В ноябре так считали 33%, в декабре -- 47%. Между тем 33% оптимистов продолжают верить, что ситуация скоро стабилизируется -- в октябре их было 43%. Только 22% не видят и не ждут никакого позитивного эффекта от экономической политики правительства, тогда как 48% ожидают положительных сдвигов, а еще 11% уже воочию их наблюдают.
«Паники нет, большинство склонно выдавать правительству кредит доверия», -- констатировал г-н Федоров. Соответственно нет и протестного потенциала. В декабре 30% считали возможными массовые выступления в своем населенном пункте, в январе этот показатель снизился до 28%. 64% сегодня считают уличные волнения маловероятными (в декабре -- 61%). Для сравнения: в январе 2005 года, когда страна протестовала против монетизации льгот, 49% считали возможными протестные митинги. Таким образом, кризисные настроения, по словам г-на Федорова, «не конвертируются в готовность людей выходить на улицы».
Зато кризис в январе конвертировался в некоторое падение твердокаменного рейтинга премьер-министра Владимира Путина. Уровень доверия председателю правительства в последние недели снизился до 77% по сравнению с 81% в декабре. А личный рейтинг г-на Путина составил 59% против 63 до новогодних праздников. «Тенденция это или случайность, мы узнаем позже, -- оговорился г-н Федоров, озвучивая эти цифры. -- Я бы пока не делал далеко идущих выводов».
Наталья РОЖКОВА