|
|
N°69, 18 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефть Кашагана потечет через Россию
Крупнейшее казахское месторождение свяжут с портом в Новороссийске
Англо-голландская нефтяная компания RoyalDutch/Shell намерена использовать нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) для экспорта нефти обнаруженного в прошлом году гигантского месторождения в казахском секторе Каспийского моря. «Сейчас объем прокачки нефти Shell через КТК равен нулю, -- заявил газете «Время новостей» глава российского филиала компании Рейн Тамбузер. -- В перспективе в систему КТК мы можем поставлять нефть с казахского месторождения Кашаган, а также с Салымских месторождений в Западной Сибири». Г-н Тамбузер затруднился назвать точный срок начала использования КТК, так как оба проекта находятся в самой ранней стадии освоения. На Кашагане пока проводится разведка, и даже запасы месторождения официально не объявлены. Предполагают, что они составят как минимум 235 млн т.
Shell выступает участником консорциума из семи западных компаний, которые осваивают новое месторождение. Замглавы Shell Иерун ван дер Вир во время недавнего визита в Казахстан заявил, что компания собирается увеличить свою долю в консорциуме и участвовать в тендерах на право разведки примыкающих к Кашагану нефтяных блоков. По соглашению с Казахстаном консорциум обязан начать добычу нефти на Кашагане в 2005 году в объеме 5 млн т ежегодно с дальнейшим увеличением до 15 млн т. Добыча нефти на Салымских месторождениях в России пока также не началась, так как Shell хочет сначала подписать с российским правительством соглашение о разделе продукции, а чиновники уже несколько лет безуспешно пытаются создать механизм подписания подобных документов.
Тем не менее Shell весьма оптимистично смотрит на перспективы использования КТК. Эта торжественно открытая осенью прошлого года трубопроводная система соединяет казахские месторождения, запертые в центре Азии, с российским портом Новороссийск на Черном море. Мощность трубопровода составляет 28,2 млн т нефти в год и в перспективе ее планируется увеличить до 67 млн т, так что нефть Кашагана туда вполне сможет поместиться.
Пока новый трубопровод работает не в полную мощность. В 2002 году будет прокачано только 19 млн т, так как не все акционеры КТК успели соединить свои месторождения с новой трубой. В частности, российская нефть пока не может поступать в КТК из-за отсутствия соединения с трубопроводной системой «Транснефти». Последняя выразила готовность построить перемычку в случае предоставления компаниями гарантий на прокачку нефти. В конце февраля российские акционеры КТК -- «Роснефть» и ЛУКОЙЛ -- обратились в правительство с просьбой предоставить им дополнительные квоты на экспорт 8 млн т нефти в год (3 млн и 5 млн т соответственно), которые они могли бы предъявить «Транснефти» в качестве гарантии прокачки по новой трубе. Однако пока чиновники не удовлетворили их просьбу, и соединение двух систем отложено на неопределенный срок.
«Пока перемычки нет, мы не можем обсуждать возможность поставок нефти из России по системе КТК», -- сказал Рейн Тамбузер. Shell является участником КТК через совместное предприятие с «Роснефтью», но, как заявили в российской компании, просьба предоставить дополнительную квоту касается только «Роснефти». «Совместные предприятия, которые финансировали строительство КТК, не имеют отдельных квот на прокачку. Каждая компания решает проблему выполнения квот самостоятельно», -- пояснили в компании. По словам г-н Тамбузера, Shell не будет подвергнута никаким штрафам за неиспользование трубы, хотя ранее руководство КТК утверждало, что акционеры обязаны оплачивать полную загрузку трубопровода вне зависимости от того, используется он или нет. «Я, может быть, не очень хорошо знаю эти правила, но очень сомневаюсь, что мы должны платить за сервис, который не получаем», -- сказал г-н Тамбузер.
ЛУКОЙЛ прорубает новое окно на Балтике
Нефтяная компания ЛУКОЙЛ собирается обзавестись собственными экспортными мощностями на российском побережье Финского залива. «К нам поступило предложение президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова о строительстве терминала по перевалке 10 млн тонн нефти и нефтепродуктов, причем в основном нефтепродуктов», -- сообщил вчера журналистам губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Он уточнил, что «по заявлению Алекперова, строительство начнется уже в этом году в районе порта Высоцк, железную дорогу до которого необходимо реконструировать». В нескольких десятках километров от этого пункта находится город Приморск, в котором в прошлом году заработал порт, предназначенный для перегрузки 12 млн т нефти ежегодно. По словам губернатора, мощность порта будет в ближайшее время увеличена еще на 6 млн т. Кроме того, после завершения строительства госкомпанией «Транснефтепродукт» трубопровода по прокачке светлых нефтепродуктов до Приморска, здесь появится терминал по перевалке и этой продукции. Таким образом, резюмировал Сердюков, «к 2005 году объем перевалки нефти и бензинов через Ленобласть достигнет 50 млн тонн».
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург