|
|
N°12, 27 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торг более чем уместен
Ильхам Алиев не порадовал участников Nabucco-саммита
Очередной всплеск политического ажиотажа вокруг проектируемого газопровода Nabucco, по которому Европа надеется получать среднеазиатский газ в обход России, обещает окончиться вхолостую. Туркменистан и Азербайджан, которые на сегодняшний день представляются Брюсселю наиболее вероятными поставщиками газа в новую трубу, давать гарантии по-прежнему не собираются. И открывшаяся вчера в Будапеште конференция высокого уровня по Nabucco стала лишним тому доказательством, хотя и задумывалась как решительный шаг к реализации проекта.
Азербайджанский лидер Ильхам Алиев, прилетев в столицу Венгрии, заявил в интервью перед официальным ужином делегаций, что Баку будет решать вопрос о поставках газа по этой трубе только после того, как нынешние участники определятся с финансированием строительства газопровода, тарифами на транзит и точными сроками укладки. «Сегодня, когда транзитные вопросы не решены, когда строительство Nabucco или любого другого коридора находится под вопросом (ведь мы не знаем, когда он будет построен и будет ли вообще), говорить об обязательствах Азербайджана преждевременно», -- цитирует г-на Алиева Bloomberg.
Европейцы пока так и не сделали ценового предложения Баку -- в отличие от «Газпрома». Как известно, глава российского концерна Алексей Миллер в июне 2008 года предложил г-ну Алиеву продать газ, который будет добываться в рамках второй фазы освоения проекта «Шах-Дениз». «Газпром» готов платить Баку цену по формуле, привязанной к собственным европейским контрактам, за вычетом расходов на транспортировку, маркетинг газа и разумной нормы прибыли. По словам азербайджанского президента, предложение из Москвы рассматривается. «И конечно, вопрос цены очень важен», -- отметил он, говоря, что чем больше конкуренция за газ, тем лучше для поставщика.
Сегодня в Будапеште пройдет официальная часть мероприятий конференции -- сначала встреча в парламенте, а затем переговоры за закрытыми дверями. В столицу Венгрии съехались главы правительств и профильных министерств стран -- участниц проекта (помимо страны-хозяйки это Австрия, Румыния, Болгария и Турция). Брюссель будет представлен главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу и премьер-министром председательствующей с ЕС Чехии Миреком Тополанеком. Также прибыли высокопоставленные гости из государств, которые рассматриваются в качестве поставщиков (Азербайджан, Ирак, Египет) и транзитеров газа до турецкой территории (Грузия). Информации о прибытии туркменской делегации вчера не поступало.
Nabucco, в котором участвуют на паритетных началах австрийская OMV, венгерская Mol, немецкая RWE, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz и турецкая Botas, предполагает строительство газопровода из Турции в Австрию пропускной способностью 27--31 млрд кубометров в год. В проекте не задействован ни один потенциальный поставщик газа, что делает его в своем роде уникальным и проблематичным. Попытки построить с диалог с обладателями ресурсов и добиться от них гарантий загрузки трубы предпринимаются настойчиво и регулярно, но выглядят неуклюжими и безрезультатными. Еврокомиссия является ярым политическим сторонником проекта, но пока не показала готовности взять на себя финансовые и политические риски проекта.
Российско-украинский газовый кризис, который затронул все страны -- участницы нового газопроводного проекта (а Болгарию так и вовсе заморозил), послужил удобным поводом, чтобы подогреть страсти по Nabucco. Премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань перед саммитом заявил, что главная цель конференции -- заручиться финансовыми и политическими гарантиями со стороны Евросоюза. «Этот проект не совсем коммерческий, но необходимый для энергетической безопасности Европы, -- считает он. -- Поэтому жизненно важно убедиться, что мы располагаем поддержкой и гарантиями ЕС». Можно быть уверенным, что дефицита публичных высказываний по поводу поддержки проекта сегодня не будет, в отличие от финансовых обязательств. Глава Европейского инвестиционного банка Филипп Майстадт вчера на пресс-конференции в Будапеште заявил, что получил просьбу профинансировать значительную часть вложений в Nabucco. «В принципе мы готов, но конечно же дадим деньги, если проект реализуемый, -- добавил банкир. -- То есть нам нужно больше информации о проекте, чтобы понять, соответствует ли он критериям для предоставления финансирования».
Алексей ГРИВАЧ