Время новостей
     N°12, 27 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.01.2009
Автопробег на поезде
«АвтоВАЗу» мало господдержки: он повышает цены
Со вчерашнего дня «АвтоВАЗ» повысил цены на автомобили модельного ряда Lada. Это вызвало немедленную критическую реакцию партии «Единая Россия» в лице секретаря президиума ее генсовета Вячеслава Володина.

Пресс-служба «АвтоВАЗа» вчера сообщила, что с 26 января компания повышает цены на модельный ряд Lada (примечательно, что при этом простаивающий сейчас конвейер автогиганта возобновит работу только 2 февраля). «В среднем по всему модельному ряду повышение составило 2,45%», -- говорится в сообщении.

«Мы ожидаем от нашего отечественного автопрома сдерживания цен на свою продукцию, что крайне важно в условиях экономического кризиса и снижения покупательской способности наших граждан», -- подчеркивается в заявлении г-на Володина, который говорит, что повышение цен «вызывает недоумение». «АвтоВАЗ» так мотивирует повышение: отпускные цены на автомобили Lada не изменялись с июня 2008 года (в целом в прошлом году они выросли на 4,3% при уровне инфляции более 12%), в то время как рентабельность продаж снижалась «вследствие опережающего темпа роста себестоимости продукции при сохранении цен на автомобили». Рост себестоимости компания объясняет «интенсивным» ростом цен на металл, «товарно-материальные ценности и услуги монополий (газ, электроэнергия, теплоносители, железнодорожные перевозки)».

Но Вячеслав Володин, выражая надежду на то, что действия руководства «АвтоВАЗа» будут скорректированы, отмечает: лидер «Единой России», премьер-министр Владимир Путин и так делает все возможное для поддержки автопрома. Г-н Путин «сделал все для того, чтобы защитить наш отечественный автопром: подняты ввозные пошлины на иностранные автомобили, установлен нулевой тариф на перевозку отечественных автомашин в регионы Сибири и Дальнего Востока, предоставлена возможность под льготный процент приобрести в кредит отечественные автомобили, чтобы поддержать на них спрос», подчеркивает г-н Володин. Он также считает, что руководство автогиганта действует «вразрез с усилиями председателя партии».

То, что Владимир Путин держит свои обещания по отношению к «АвтоВАЗу», вчера было подтверждено на практике. «АвтоВАЗ», входящий в госкорпорацию «Ростехнологии», ОАО «Российские железные дороги» и компания «Рейлтрансавто» («дочка» РЖД) вчера подписали соглашение о сокращении стоимости железнодорожных перевозок автомобилей на дальние расстояния. В декабре, стремясь успокоить жителей Дальнего Востока, разгневанных решением властей повысить импортные пошлины на автомобили, Владимир Путин выступил с инициативой обнулить железнодорожный тариф на перевозки автомобилей из европейской части страны к берегам Тихого океана, а потери РЖД компенсировать из бюджета. В итоге правительство приняло решение выделить в этом году РЖД 2 млрд руб. в качестве субсидии на компенсацию расходов по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока и анонсировало еще ряд мер по поддержке предприятий -- производителей отечественных автомобилей и российских сборочных производств иностранных концернов. Общий объем господдержки отрасли может составить около 200 млрд рублей.

В соответствии с подписанным вчера соглашением при оплате перевозок продукции "АвтоВАЗа" на расстояние от 1 до 3 тыс. км во внутригосударственном сообщении будет применяться коэффициент 0,37 к ставке тарифа прейскуранта, установленного Федеральной службой по тарифам на 2009 год. Сегодня действует коэффициент 0,75. Заместитель председателя совета директоров ОАО "Рейлтрансавто" Максим Ликсутов конкретизировал: средняя стоимость перевозки одного автомобиля на указанное расстояние составит 4,5 тыс. руб. Президент РЖД Владимир Якунин сообщил, что его компания в итоге получит около 900 млн руб. дополнительного дохода от перевозок -- за счет увеличения их объема. Кроме того, при введении понижающего коэффициента железнодорожный транспорт становится конкурентоспособным с грузовиками, перевозящими продукцию «АвтоВАЗа». В соответствии с соглашением, с 2009 по 2011 год «АвтоВАЗ» увеличит перевозки своей продукции именно железнодорожным транспортом с 54 до 350 тыс. автомобилей в год. Глава автогиганта Борис Алешин тоже доволен: на снижении тарифа компания сэкономит около 500 млн руб. Он сообщил, что «АвтоВАЗ» в 2009 году планирует произвести и продать на внутреннем рынке около 600 тыс. автомобилей (в 2008 году -- 622 тыс. машин, экспортировано 106 тыс.).

Эксперты пока не решаются точно спрогнозировать, «сойдутся» ли озвученная цифра в 2 млрд руб. и реально необходимый объем компенсации. Наталья Сорокина из UBS считает, что цифры, озвученные главами двух компаний, близки к истине. «РЖД получит порядка 1 млрд руб. в виде дополнительного дохода, однако об экономии «АвтоВАЗа» говорить сложнее, так как у компании по этой схеме в три раза вырастают совокупные расходы», -- отмечает аналитик. По ее словам, говорить о том, реализуется ли все задуманное, рано. «Все озвученные цифры рискованные, однако первый шаг уже сделан, и в дальнейшем нужно будет развивать сервис и обслуживание на местах», -- считает г-жа Сорокина.

Как отметил Владимир Якунин, соглашение вступает в силу при достижении определенного объема перевозок. РЖД обязуется организовать прием вагонов с автомобилями на железнодорожных станциях, обеспечивать их выгрузку и хранение. При этом, сказал глава РЖД, механизмы, оговоренные в соглашении, могут быть применены и к другим производителям. «Рейлтрансавто» гарантирует предоставление подвижного состава, терминальной и другой логистической инфраструктуры для обслуживания грузопотока.

«АвтоВАЗ» не планирует в 2009 году проводить массовое сокращение персонала, но ряд сотрудников все-таки будет выведен в специализированные подразделения в рамках группы «АвтоВАЗ», сказал вчера Борис Алешин. Зарплаты же работников в 2009 году не будут индексироваться, а сохранятся на уровне прошлого года.

Николай ПОРОСКОВ, Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром