|
|
N°69, 18 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пограничная история
В Москву приехал шоу-балет Complexions
Все-таки шоу или балет? Скорее шоу. Пачек на сцене не было, пуанты и каблуки-шпильки встречались в равных количествах, но дело не в этом. В слово «балет» мы привычно вкладываем определенную сдержанность эмоций и жестов -- даже самая разнузданная цыганка на сцене Большого выражается по-благородному. А нынешние американские гастролеры, работающие с понедельника по четверг в Театре эстрады, не признают ничего сдерживающего, замыкающего -- будь то границы жеста или правила танцевальных школ. Труппа для того и была создана восемь лет назад покинувшими Балет Элвина Эйли танцовщиком Дезмондом Ричардсоном и хореографом Дуайтом Роденом, чтобы смешивать все со всем.
Свою задачу основатели выполнили. Смесь получилась гремучая.
Три отделения. Две небольших одноактовки и посередине четыре миниатюры. То есть по времени -- пара часов с небольшим, но после идешь из театра и невольно подпрыгиваешь, потому что электронная музыка продолжает настойчиво завывать и взрываться в ушах. Антонио Карлос Скотт, штатный композитор труппы и автор всех аранжировок, любит оглушать публику -- в «От меня к тебе на полпути» музыка то стелилась шепотком, то шарахала канонадой. На эту музыку шла череда дуэтов и ансамблей -- истошных и вымуштрованных, черных и белых. В вялую московскую весну эти дуэты вбросили энергию тренированных тел, витальность вечного зноя. Претензии к изяществу не принимались вовсе: изящества не было. То есть не было изнеженного изящества -- были бродящие буграми мускулы. Мышца как художественное высказывание -- не самая слабая идея.
В отделении миниатюр наиболее интересен был дуэт на музыку Джеймса Брауна -- «Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста». Крепенькая тетка с накачанными бедрами (Сарита Аллен) и сутулый ипохондрик-подкаблучник (Марк Манн) разыграли обыденную житейскую драму -- из тех, что порой заканчиваются упоминанием в хронике происшествий. Он что-то просил -- то ли денег, то ли любви; она его буквально отфутболивала в угол сцены. Но среди танца вдруг возникали странные акценты -- рука Манна опускалась медленнее, чем тело, и становилось видно, с каким роскошным танцевальным мастерством была преподнесена эта обыденная история. Просто показали, как красиво движется рука, -- словно в кино при монтаже поменяли общий план на крупный.
Еще один дуэт был на музыку электронно обработанной «Аве Марии» Баха. (В программке написано: музыка -- Traditional. О, способность американцев обживать европейскую культуру!) Кристина Джонсон и Сет Дельграссо выдали чувственнейший дуэт, не забывая обозначать в воздухе индийские фигуры многоруких богинь. Это идеологически важно. Complexions стремятся перепрыгнуть и религиозные границы тоже. Впрочем, как и вкусовые -- заканчивается вечер просто дискотечными плясками на музыку группы Earth, Wind & Fire. Заселившие верхний ярус ученики (Complexions по утрам дают мастер-классы) стали орать от восторга и, судя по стуку над головой, танцевать прямо на креслах. По всей видимости, преодолеть границу между балконом и партером они не боялись. Что вполне в духе их учителей.
Анна ГОРДЕЕВА