Законопроект, предусматривающий внесение поправок в закон о политических партиях, уже подготовлен и будет внесен в Госдуму «в самое ближайшее время». Эту информацию журналистам вчера подтвердил глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству единоросс Владимир Плигин. Он пояснил, что в документе содержатся две нормы: о снижении минимальной численности членов политической партии, необходимой для регистрации, и об обязательной ротации партийного руководства. О подобных изменениях упоминал в своем
послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года президент России Дмитрий Медведев.
Необходимый для регистрации новой политической организации порог численности планируется уменьшить с нынешних 50 тыс. до 45 тыс. членов. Владимир Плигин не исключает, что через несколько лет этот уровень может быть постепенно снижен еще больше -- до 30 тыс. человек.
Кроме того, законопроект предусматривает норму, по которой «один человек не имеет право исполнять обязанности руководителя коллегиального, постоянно действующего органа партии или ее регионального отделения более двух сроков подряд». Кстати, подобные ограничения уже содержатся в уставе самой «Единой России»: пункты 8.2.3.1 и 8.2.3.2 запрещают одному и тому же лицу занимать более двух сроков подряд некоторые выборные и руководящие партийные должности.
При этом г-н Плигин оговорился, что положение о ротации руководства не затронет нынешних партийных бонз. «По общему правилу нормы права не имеют обратной силы и распространяются только на правоотношения на будущий период времени», -- пояснил г-н Плигин корреспонденту «Времени новостей».
В экспертном сообществе эти инициативы вызывают неоднозначную реакцию. «Снижение минимальной численности партии до 45 тыс. ни на что не повлияет, -- заявил корреспонденту «Времени новостей» вице-президент Центра политтехнологий Сергей Михеев. -- Это символическая мера, которая призвана поддержать другую норму и дать возможность вмешаться в процесс ротации руководителей партий». По мнению г-на Михеева, эта норма «направлена против оппозиционных партий», в частности против КПРФ.
Напомним, что прокремлевская «Справедливая Россия» давно склоняет коммунистов к добровольно-принудительному слиянию, чему препятствует позиция лидера красных Геннадия Зюганова. «Но власть не учитывает, что коммунисты могут выбрать себе лидера даже еще менее договороспособного, чем Геннадий Зюганов, -- отмечает г-н Михеев. -- Молодая поросль более радикальна, и нет никаких гарантий, что новый глава партии будет устраивать Кремль».
Еще более болезненный удар подобная ротация кадров может нанести по ЛДПР, которая с первого дня своего основания была партией одного человека. Без своего бессменного вождя Владимира Жириновского либерал-демократы вряд ли продержались бы на плаву даже один электоральный цикл. Впрочем, новый закон не помешает ни пересадить его на любую другую должность, ни продолжать ставить первым номером в списках кандидатов на выборах любого уровня.
Зато председателя «Единой России», премьер-министра Владимира Путина положение о ротации партийных руководителей, скорее всего, вообще не коснется. Напомним, что после учреждения его нынешней партийной должности весной 2008 года коммунистические юристы оспаривали новые положения «медвежьего» устава в Генпрокуратуре. Суть проблемы была в том, что по закону «О политических партиях» руководящие и контрольно-ревизионные органы избираются тайным голосованием, между тем как г-на Путина избирали открыто. В итоге Генеральная прокуратура решила, что «высший совет партии, председатель высшего совета партии и председатель партии не относятся к руководящим и контрольно-ревизионным органам». Таким образом, Владимиру Путину и Борису Грызлову вряд ли что-то помешает оставаться на своих постах сколь угодно долго. В таком случае принимаемые сейчас поправки могут превратиться в профанацию.
Сам Владимир Плигин, комментируя будущие поправки корреспонденту «Времени новостей», вчера отказался говорить о судьбе конкретных партийных руководителей: «Давайте подождем и посмотрим нормы закона». При этом он отметил, что «окончательная редакция законопроекта -- это прерогатива президента».