|
|
N°69, 18 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Доступный рецепт
Валентина Матвиенко предложила «гнать в шею» спекулянтов лекарствами
Разобраться наконец со спекулянтами на фармацевтическом рынке призвала во время своего визита в Бурятию вице-премьер Валентина Матвиенко. Причем в средствах г-жа Матвиенко предложила особо не стесняться. По ее словам, аптеки, искусственно завышающие цены, должны беспощадно закрываться, а наживающихся на социально значимой продукции торговцев «надо гнать в шею».
По данным вице-премьера, рост цен в аптеках, спровоцированный введением с января 2002 года 10-процентного НДС на лекарства и медицинскую технику, в ряде регионов продолжается до сих пор. Вину за это Валентина Матвиенко возложила, во-первых, на отдельных губернаторов, которые не используют предоставленное им постановлением правительства право ограничивать оптовые и розничные надбавки. Во-вторых, г-жа Матвиенко считает, что спекуляция сохранится до тех пор, пока на рынке будет действовать слишком много посредников. «Вместо пяти--семи дистрибьюторов лекарств у нас действуют тысячи перепродавцов», -- посетовала она и пообещала бороться с этим явлением.
Впрочем, вопрос о том, требуется ли более серьезное вмешательство государства в ситуацию на фармацевтическом рынке, еще по большому счету не решен. В Министерстве экономического развития и торговли полагают, что принимать решение нужно после того, как будут проанализированы уровень цен на лекарства и объемы их реализации в целом по стране хотя бы за первый квартал 2002 года. По оперативным данным Госкомстата, даже в самый ажиотажный первый месяц значительный рост цен был зафиксирован лишь в нескольких регионах. Максимальное изменение ценников в аптеках наблюдалось в Кемеровской и Сахалинской областях и на Таймыре (до 40%). В среднем же по стране лекарства подорожали в ожидаемых пределах: от 5 до 15%. Кроме того, как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» в Минздраве, не менялись и регистрируемые этим ведомством отпускные цены производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (их последний перечень был опубликован на прошлой неделе). Кстати, руководители медицинского ведомства, так же, как и г-жа Матвиенко, считают, что предотвратить спекуляцию должны в первую очередь руководители субъектов федерации. Ведь в зависимости от удаленности региона максимально допустимые торговые надбавки в рознице могут составлять от 10 до 100%, и следить за их соблюдением должны органы ценового контроля на местах.
Однако до сих пор ни одна российская аптека не была закрыта за превышение торговой надбавки. И, к слову, процесс этот довольно сложный -- по новому законодательству окончательное решение о приостановке или отзыве лицензии должно приниматься только в суде. Более того, многие участники фармацевтического рынка считают, что органы исполнительной власти напрасно перекладывают вину на других. В принципе уже в январе было ясно, что первичный ажиотаж в аптеках в январе был вызван неоперативной работой налоговых органов, которые не сразу разослали разъяснения о порядке начисления НДС. Из-за неясности в первые две недели нового года многие владельцы аптек и сетей устанавливали цены с резервом: учитывалось, что помимо НДС государству, возможно, придется платить еще и различные штрафы. А сейчас крупные оптовики вновь предупреждают правительство о неизбежности нового изменения ценников. Дело в том, что меняются правила таможенного оформления импортных лекарственных средств, доля которых составляет на российском рынке до 70%. Государственная фармацевтическая инспекция Минздрава намерена установить тотальную проверку всех импортируемых медикаментов и добивается отмены льготного порядка прохождения таможни даже для дистрибьюторов, не имевших нареканий по качеству и ценовой политике. При этом льготы имели около 300 самых крупных компаний, ввозивших львиную долю импортных лекарств.
Олег ВОЛКОВ