Время новостей
     N°11, 26 января 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.01.2009
ВЭБ поставил точку в истории Malev
Внешэкономбанк (ВЭБ) стал контрольным акционером венгерской национальной авиакомпании Malev. В собственность банка перешли находившиеся у него в залоге ценные бумаги авиакомпании, принадлежавшие до этого российскому предпринимателю Борису Абрамовичу и аффилированным с ним венгерским компаниям. Об этом в субботу объявил в Будапеште первый вице-премьер России Виктор Зубков после встречи с главой венгерского правительства Ференцем Дюрчанем. По словам г-на Зубкова, которые приводит Интерфакс, принятые решения «позволят поставить точку в истории с компанией Malev».

Борис Абрамович получил контроль над Malev в феврале 2007 года, после того, как объявленный правительством Венгрии конкурс по приватизации убыточного национального авиаперевозчика выиграла венгерская фирма AirBridge Magyarorszag Zrt. По условиям тендера она приобрела 99,95% акций Malev под обещание погасить долги авиакомпании (только гарантированная венгерским государством задолженность Malev в тот момент оценивалась в 152--154 млн долл.) и вложить средства в развитие компании.

Сама по себе AirBridge Zrt. представляла собой консорциум, в котором 49% принадлежали лично г-ну Абрамовичу, еще 46% -- контролируемым им фирмам, зарегистрированным в Венгрии, и оставшиеся 5% -- независимому венгерскому инвестору. Такая структура собственности была выбрана, чтобы соблюсти ограничения Европейского союза (ЕС) на участие компаний из-за пределов ЕС в капитале европейских авиаперевозчиков.

Трудности в выполнении взятых на себя обязательств у г-на Абрамовича, возможно, возникли еще раньше, чем обанкротился возглавляемый им российский авиационный альянс AirUnion (летом 2008 года). 30 декабря 2008 года глава приватизационного ведомства Венгрии MNV Миклош Татрай перечислил следующие претензии к российскому собственнику Malev. По словам г-на Татрая, инвестор не погасил кредит, предоставленный Malev Европейским инвестиционным банком. Сумму этого кредита чиновник не назвал, однако сообщил, что срок погашения истек еще 31 декабря 2007 года. AirBridge Zrt также не вносила плату за использование названия авиакомпании и за самолеты, находящиеся у нее в лизинге. Самому MNV авиакомпания в тот момент оставалась должна 3,18 млн долл. В то же время общая просроченная задолженность Malev составляла терпимую сумму в 21,2 млн долл., сообщил г-н Татрай. Он заявил, что правительство Венгрии не рассматривает возможность повторной национализации авиакомпании, поскольку переговоры о рефинансировании обязательств г-на Абрамовича ведутся с ВЭБом.

Известно, что первый вице-премьер Виктор Зубков как сопредседатель российско-венгерской комиссии по экономическому сотрудничеству обсуждал эту проблему с венгерскими коллегами в сентябре и декабре 2008 года.

В минувшие выходные он сообщил, что вопрос решен. «Заменен акционер на более эффективного, и вместо частных лиц теперь это Внешэкономбанк. Определен и дал согласие на подключение в качестве стратегического партнера «Аэрофлот», -- приводит Интерфакс слова г-на Зубкова. Он также пообещал организовать финансирование компании со стороны российских и венгерских банков, а также новую стратегию развития. Все это, по его мнению, «даст возможность компании встать на ноги и развернуть совершенно новую деятельность».

Г-н Зубков не уточнил, какие именно ценные бумаги перешли в собственность ВЭБа. Ранее сообщалось, что в залоге у банка могут находиться акции AirBridge Zrt , прямо или косвенно контролируемые г-ном Абрамовичем (т.е. 95%). Г-н Татрай в декабре 2008 года говорил, что под обеспечение этих акций ВЭБ намеревался выделить владельцам Malev 50 млн евро.

Михаил КУКУШКИН