|
|
N°11, 26 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сердцу не прикажешь
Олег Дубина не выдержал борьбы Ющенко с Тимошенко
Председатель правления «Нафтогаза Украины» Олег Дубина, который всего неделю назад подписал в Москве новый десятилетний контракт на поставки газа для украинских нужд, в минувшую пятницу оказался в реанимации и перенес операцию на сердце. По состоянию на вчерашний день о его текущем состоянии не сообщалось.
Глава госконцерна, оказавшийся на передовой газового кризиса, в течение последнего месяца находился под невероятным давлением политического конфликта между президентом и премьер-министром страны, которые выдавали прямо противоположные директивы на переговоры с «Газпромом». «Председатель правления НАК «Нафтогаза» стал заложником двух «центров управления полетами»: президента и правительства Украины с диаметрально разными взглядами на посредничество RosUkrEnergo», -- сказала в опубликованном в субботу интервью газете «Зеркало недели» глава правительства Юлия Тимошенко. По неофициальным данным, именно президент страны отозвал г-на Дубину из Москвы 31 декабря, после чего было сорвано подписание договоров на поставку и транзит газа, а Россия и Украина оказались в кризисе, заморозившем несколько стран Европы.
Как известно, после состоявшегося 19 января подписания документов Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко продолжили обвинять друг друга в сдаче национальных интересов, а президент назначил на минувшую пятницу специальное заседание совета национальной безопасности и обороны, чтобы устроить правительству разнос за бедственное положение самого «Нафтогаза». Он отдельно потребовал представить на СНБО сбалансированный финансовый план госкомпании. Мероприятие было перенесено на более поздний срок после известия о госпитализации Олега Дубины. У правительства и менеджмента «Нафтогаза» появилось время для того, чтобы лучше подготовиться к выходу на «президентский ковер».
Стороны уже начали готовиться к схватке. Секретариат президента Украины заявил, что правительству предстоит начать переговоры о корректировке подписанных договоров. «Переговоры будут тяжелыми, но другого пути у нас нет. Получать газ для Украины и дотировать транзит российского газа на протяжении десяти лет -- украинская экономика этого не выдержит», -- сказал замглавы секретариата Александр Шлапак. Глава «Газпрома» Алексей Миллер назвал это заявление достойным юмористической газеты. А Юлия Тимошенко в интервью жестко осадила президента: «Во-первых, это не конституционная печаль президента -- заниматься контролем над финпланом НАК. Я хочу напомнить Виктору Андреевичу (Ющенко. -- Ред.), что под его патронатом на украинском газовом рынке появились RosUkrEnergo и «Укргаз-Энерго». Именно его люди подписали в 2006 году аукающийся нам сейчас договор с «Газпромом» о том, что ставка транзита в течение пяти лет будет 1,6 долл.; отдали на 25 лет по супердемпинговой цене наши хранилища и право транзита компании RosUkrEnergo».
При всем при этом следует отметить, что финансовое положение «Нафтогаза» действительно незавидное. В первом полугодии компания будет покупать импортный газ дороже, чем продавать, поскольку для украинских потребителей правительство собирается сразу же установить среднегодовую цену (она пока не утверждена). Цена, по которой «Нафтогаз» должен будет покупать газ (европейская минус 20%), вплоть до июля будет явно выше. Кроме того, украинская госкомпания все-таки лишилась важнейшей статьи валютных поступлений -- выручки от транспортировки газа в Европу. В конце прошлого года «Нафтогаз» упорно отказывался брать у «Газпрома» предоплату за транзит в 2009 году для погашения долгов за взятый газ. Проблемы с оплатой были одним из факторов, тормозивших переговорный процесс о заключении нового контракта на поставку. Однако в итоге в дополнение к десятилетнему контракту на транзит зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев и первый зампред правления «Нафтогаза» Игорь Диденко подписали соглашение о переуступке долга швейцарского трейдера RosUkrEnergo перед «Газпромом» в размере 1,7 млрд долл. в адрес украинской госкомпании. За право требования этой суммы «Нафтогаз» заплатит российскому концерну за счет средств от авансового платежа за транзит. Всего транзитные услуги в 2009 году оценены примерно в 2,35 млрд долл. Из этой суммы 250 млн долл. считаются уже уплаченными «Газпромом» по схеме взаимозачета (в 2004 году российская и украинская госкомпании договорились, что имевшийся на тот момент долг «Нафтогаза» на 1,5 млрд долл. списывается в счет авансового платежа за транзит в размере 250 млн долл. в год на протяжении следующих пяти лет). После приобретения долга RUE за весь 2009 год «Нафтогаз» получит 400 млн долл. живыми деньгами. Других источников валюты у компании не предвидится.
Процесс «обналичивания» задолженности RUE обещает быть долгим и скандальным. Юлия Тимошенко и Игорь Диденко уже поспешили заявить, что вопрос решен путем взаимозачета 11 млрд кубометров газа, которые находятся в украинских подземных хранилищах и формально принадлежат швейцарскому трейдеру. В интервью «Зеркалу недели» премьер-министр представила такую версию произошедшего. Якобы «Газпром» забрал 11 млрд кубометров газа у RUE в счет долга, а затем продал этот объем «Нафтогазу» за 1,7 млрд долл. по средней цене 154 долл. за тысячу кубометров. «В этом суть договоренностей, которые беспрецедентно выгодны Украине», -- сказала г-жа Тимошенко. В RUE отрицают, что продали или уступили газ кому бы то ни было. И написали в «Нафтогаз» письмо с последним требованием обеспечить выполнение действующих контрактов на подъем газа из хранилищ для подачи европейским клиентам RUE.
С одной стороны, теперь у «Нафтогаза» есть сильный козырь -- право требования у трейдера 1,7 млрд долл. долга. Однако и у RosUkrEnergo есть претензии на 614 млн долл. -- эта сумма сформировалась к 1 января за счет начисления пеней и штрафов за просрочку платежей в течение девяти месяцев прошлого года, когда «Нафтогаз» закупал голубое топливо у швейцарского трейдера. Киев (и Тимошенко это еще раз публично озвучила в интервью) не признает этого долга, и если такая ситуация сохранится, то компаниям предстоит выяснить отношения в международном суде.
Правительство Украины и «Нафтогаз» пытаются решить вопрос административными методами. А именно переоформлением газа RUE, находящегося в ПХГ. Это уже привело к скандальным заявлениям главы украинской таможни Валерия Хорошковского. «Пока у меня не будет определенных оснований, вытекающих из контрактных условий, то этот газ будет оставаться газом RosUkrEnergo, -- сказал он в эфире телеканала «Интер» (принадлежит бизнесмену Дмитрию Фирташу, который является партнером «Газпрома» в RosUkrEnergo). -- До тех пор, пока RUE не откажется от этого газа, таможня не может считать его собственностью «Нафтогаза Украины».
Юлия Тимошенко отреагировала мгновенно, заявив, что «к сожалению, Хорошковский и Фирташ, как выяснилось, одна команда», и пообещала, что противодействие использованию этого газа Украиной будет расцениваться как содействие коррупционным схемам. «Все будет растаможено... Никто не заберет у народа Украины газ, который ему принадлежит, проплачен и находится в наших хранилищах», -- подчеркнула глава правительства.
Алексей ГРИВАЧ