|
|
N°11, 26 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Баланс конфликта еще не подведен
Глава E.ON Ruhrgas: Долгосрочное газоснабжение Европы немыслимо без России
Несмотря на резкое сокращение объемов поставок в период газового конфликта между Россией и Украиной, снабжение всех клиентов компании E.ON Ruhrgas происходило «в полном объеме и без сбоев», -- таков, по оценке главы немецкого концерна Бернхарда Ройтерсберга, один из важнейших итогов конфликта. Если сейчас поток газа в Германию идет без ограничений, то во время конфликта сокращение поставок достигало 60%. Но и в этих условиях E.ON Ruhrgas поставлял ежедневно до 13 млн кубометров газа в страны Центральной и Восточной Европы, снабжение газом которых было заблокировано в связи с нарушением транзита через Украину. В этих условиях компании также удалось оперативно использовать возможности имеющихся контрактов с производителями газа в Норвегии и Нидерландах. Объемы поставок из этих стран были увеличены.
Разумеется, будучи крупнейшим европейским импортером российского газа, E.ON Ruhrgas не мог не понести реальные финансовые убытки в ходе спора двух стран. Пока, как заявил в конце минувшей недели г-н Рoйтерсберг, окончательный баланс не подведен, ведь наряду с ущербом возник и дополнительный бизнес. Вопрос о финансовых последствиях газового кризиса, считает глава E.ON Ruhrgas, нужно будет по-партнерски обсудить и с коллегами в «Газпроме». При этом, как пояснил «Времени новостей» источник в немецкой компании, речь не идет о якобы намерении E.ON Ruhrgas взыскать сумму ущерба с российского газового монополиста (такую возможность в последние дни широко обсуждали некоторые немецкие СМИ).
Наиболее существенный экономический урон был нанесен самому «Газпрому», заявил г-н Ройтерсберг: «Ведь не только Западная Европа нуждается в российском газе, но и сама Россия зависит от финансового потока за поставки». Долгосрочное газоснабжение Европы немыслимо без России, подчеркнул он. «Там расположены крупнейшие мировые запасы природного газа, -- сказал глава E.ON Ruhrgas. -- Россия является для нас неотъемлемым торговым партнером, а мы для нее».
Инвестиционная программа E.ON Ruhrgas на период 2009--2011 годов, которую представил Бернхард Ройтерсберг, оценена в 4 млрд евро. Ее ключевые направления предусматривают расширение инфраструктуры газопроводов и хранилищ газа, а также развитие собственного производства газа за рубежом и расширение базы использования сжиженного газа. Совокупный объем подземных хранилищ газа, принадлежащих E.ON Ruhrgas, как сообщил г-н Ройтерсберг, к 2012 году вырастет с нынешних 5,5 млрд до 8 млрд кубометров. Помимо этого, немецкие газовики планируют расширить базу добычи топлива на месторождениях в британской и норвежской части Северного моря. В будущем возрастающие объемы газа будут поступать в Германию и Европу из Северной Африки.
Важную роль в инвестиционных планах на ближайшую и среднесрочную перспективу немцы отводят импорту сжиженного природного газа (СПГ). Так, компания ранее законтрактовала на СПГ-терминале в нидерландском Роттердаме технологические мощности в 3 млрд. кубометров в год (этот терминал должен быть сдан в эксплуатацию в 2011 году). Кроме того, компания заключила соглашения на использование подобных мощностей для приемки СПГ в Великобритании и Испании. E.ON Ruhrgas также является участником проектов по сооружению СПГ-терминалов в Италии и Хорватии, а возможно, уже с февраля нынешнего года компания будет получать СПГ и из Франции. Кроме того, шеф правления E.ON Ruhrgas подчеркнул, что компания усиливает деятельность по сжижению газа в местах его добычи. Так, недавно была введена подобная технология в Экваториальной Гвинее.
Все эти планы не заменяют собой, а лишь дополняют главный газовый бизнес E.ON Ruhrgas, основанный на использовании газопроводного транспорта. В этой связи Бернхард Ройтерсберг особо подчеркнул значение проекта строительства газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря. Двух существующих в настоящее время коридоров для поставок российского газа в Европу (т.е. через Украину и через Белоруссию), считает он, «решительно недостаточно».
Юрий ШПАКОВ, Берлин