|
|
N°10, 23 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Что дали, то дали»
Суд не согласился восполнять пробелы следствия по «делу Политковской»
На проходящем в Московском окружном военном суде (МОВС) процессе по делу об убийстве Анны Политковской, застреленной в Москве на Лесной улице 7 октября 2006 года, вчера продолжился допрос обвиняемых. Показания дали Ибрагим Махмудов и Сергей Хаджикурбанов, которые вины не признали. Таким образом, защита закончила представлять свои доказательства, после чего в слушаниях был объявлен перерыв до 2 февраля. Тогда, как ожидается, стороны выступят с дополнениями, пройдут прения и процесс выйдет на завершающую стадию. Как предположил председательствующий на процессе, до вердикта присяжных, с участием которых проходят слушания, останется пять-шесть заседаний.
На скамье подсудимых находятся четверо. Уроженцев Чечни братьев Джабраила и Ибрагима Махмудовых и бывшего сотрудника УБОП Сергея Хаджикурбанова следствие считает соучастниками покушения на г-жу Политковскую. А сотруднику ФСБ Павлу Рягузову вменяют другое преступление, совершенное якобы вместе с Хаджикурбановым. Предполагаемый исполнитель убийства -- третий брат Махмудов Рустам -- числится в розыске, и заказчик преступления вообще неизвестен. На прошлом заседании показания давал Джабраил Махмудов, который сообщил, что г-жу Политковскую не знал и участия в покушении на нее не принимал. Вчера на вопросы перед судом ответил его брат Ибрагим. По версии следствия, он помогал вести слежку за журналисткой вплоть до дня убийства.
Как и Джабраил, он не смог вспомнить, чем занимался 7 октября 2006 года и где находился. Также он не сумел объяснить своего пребывания в районе, где было совершено убийство. Однако, как и Джабраил, он попросил суд отвезти его на Лесную улицу, чтобы уже на месте вспомнить, бывал он там вообще или нет. Ибрагим сообщил суду, что является выпускником РГСУ, правда отчислялся оттуда семь раз и в итоге закончил вуз с большим трудом. Ибрагим рассказал, что осенью 2006 года находился в Москве, решая проблемы со своим здоровьем, и не имел определенных занятий. Подрабатывал он частным извозом, а также у своего родственника в рыбном цехе. По словам Ибрагима, он также имел возможность уехать из России в любой момент, но покинул столицу лишь летом 2007 года.
Подсудимый не скрывал эмоций и, несмотря на запрет судьи, все же рассказал об обстоятельствах своего задержания: когда в квартиру, где он находился, пришли с обыском, один из сотрудников милиции куда-то позвонил и сказал: «Тут еще один Махмудов. Что с ним делать?» Он также сообщил, что впервые увидел Сергея Хаджикурбанова лишь спустя год после начала расследования, когда в Мосгорсуде рассматривался вопрос о продлении их сроков пребывания под стражей. Что касается Павла Рягузова, то его Ибрагим Махмудов впервые увидел уже в МОВСе.
Потом был допрошен Сергей Хаджикурбанов, считающийся организатором этой преступной группы. По версии следствия, именно он искал исполнителя, организовал слежку за Политковской, а также предоставил убийце пистолет, из которого она была убита. Хаджикурбанов рассказал, что, отсидев срок за превышение служебных полномочий, вышел на свободу 22 сентября 2006 года, за две недели до убийства журналистки, и все это время провел с семьей. Он заявил о своей полной непричастности к убийству, сказав, что за время всего процесса обвинение не представило ни одного доказательства против него, а на следствии его никто не расспрашивал про г-жу Политковскую. Он подчеркнул, что не организовывал никакой преступной группы и «всю жизнь работал против таких групп». «На моем счету 71 освобожденный заложник», -- заметил Хаджикурбанов, отметив, что ему просто не в чем оправдываться, поскольку обвинения абсурдно.
Г-н Хаджикурбанов также заявил, что 7 октября -- день рождения его матери, и в 2006 году в этот день он с женой и детьми отправился к ней в гости. По его словам, следствие брало у него пробы для анализа ДНК, но их результаты не подтвердили его причастность к убийству. Хаджикурбанов также сообщил, что до убийства Политковской был знаком только с Рустамом Махмудовым, но и того видел всего один раз где-то в 2002--2003 году. Хаджикурбанов утверждает, что все обвинение против него строится только на ложных показаниях свидетеля Дмитрия Павлюченкова, который, по его мнению, является агентом ФСБ и имеет прямое отношение к убийству журналистки. У представителей обвинения к Хаджикурбанову не возникло ни одного вопроса.
Вчера же братья Махмудовы подали ходатайство, чтобы их наконец отвезли на место происшествия. Сторона потерпевших горячо поддержала эту идею. Гособвинение отметило, что в ходе следствия ни одна из сторон об этом не просила, но в целом не против этой идеи. Но судья Евгений Зубов идею не поддержал: «Задачей суда не является восполнение пробелов следствия. Что дали, то дали. Поэтому отказываю в удовлетворении данного ходатайства».
Адвокат одного из подсудимых Мурад Мусаев вчера снова обратил внимание на нестыковки в версии обвинения. Следствие полагает, что подсудимые 3, 5 и 6 октября устраивали «репетиции» покушения на Анну Политковскую, каждый раз приезжая к ее дому на Лесной улице. Адвокат же, используя материалы самого следствия -- детализацию телефонных переговоров братьев Махмудовых, показал, что 3 октября Джабраил находился на площади Победы, а Ибрагим -- на Малой набережной в Тушине в гостях у своей подруги. 5 октября, во время «репетиции», Джабраил, по данным телефонной компании, был в РГСУ на улице Стромынка, а Ибрагим -- опять же в Тушине, 6 октября Джабраил находился в районе площади Победы, Кутузовского проспекта и Нового Арбата, а Ибрагим -- в Тушине. «То есть они были в других концах Москвы, не рядом с Лесной улицей. А в это время кто-то готовил убийство Политковской», -- подытожил г-н Мусаев. На этом защита закончила представление своих доказательств. Следующее заседание председательствующий назначил на 2 февраля.
Анатолий КАРАВАЕВ