|
|
N°69, 18 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Медом не покажется
Одобрен жесткий вариант закона об альтернативной службе
Российские законодатели проголосовали вчера за то, чтобы сделать альтернативную гражданскую службу (АГС) сущим наказанием для юных пацифистов и прочих противников оружия. Из трех законопроектов по АГС депутаты Госдумы одобрили в первом чтении так называемый правительственный вариант, который в итоге оказался не намного «либеральнее», чем проект, изначально предлагавшийся Генштабом. Правда, представлявший его министр труда Александр Починок утверждал, что сегодня документ согласован со всеми заинтересованными сторонами и что «все лучшее в него включено» (под чем, видимо, подразумевается право на зарплату, отпуск и заочную учебу). Однако при этом предлагается, например, самый долгий в мире срок альтернативной службы -- четыре года для выпускников школ и два года для молодых людей, окончивших вузы.
Да и прописанная в законопроекте процедура получения разрешения на АГС словно скопирована с методичек по проведению судебных процессов. Сначала призывник должен подать ходатайство в военный комиссариат, затем собрать документы и свидетельства, подтверждающие, что у него имеются религиозные или иные убеждения, не позволяющие взять в руки оружие. Необходимо будет представить автобиографию и характеристики с места работы или учебы, а также пройти на общих основаниях медицинское обследование при военкомате. Призывная комиссия проанализирует документы, вызовет на очную ставку призывника, его родителей и свидетелей и будет решать, насколько истинны причины, побудившие юношу ходатайствовать о замене военной службы. «Нельзя лишать призывную комиссию права отказать, -- подчеркнул Александр Починок. -- Закон не должен стать лазейкой для уклонистов».
«Единственный смысл этого проекта -- отбить у ребят желание к альтернативной службе», -- прокомментировал документ депутат фракции СПС Юлий Рыбаков. В отвергнутом парламентским большинством законопроекте «Союза правых сил» предлагалось уравнять в статусе альтернативную и воинскую службу и установить для призывников срок два года, если их социальная служба проходит далеко от дома, и три года, если удалось получить распределение по месту жительства. Правые высказались также категорически против «судебного» доказательства религиозных или гражданских убеждений призывника, мешающих службе в армии. «Это должно быть только в заявительной форме», -- считает Юлий Рыбаков. На вчерашнем заседании был представлен еще один законопроект от правых -- депутата СПС Владимира Семенова. Он предлагал: закрепить за призывниками право отрабатывать долг государству только по месту жительства, лишить военкоматы права сомневаться в религиозных или иных убеждениях человека. Но далекое от реальности выступление юного депутата только добавило сторонников правительственному варианту закона.
К тому же ни один из правых проектов не получил поддержки у рецензентов из думских комитетов по законодательству и по обороне. Председатель законодательного комитета Павел Крашенинников призвал вчера голосовать за правительственную версию закона, хотя и покритиковал слишком большой срок АГС, а заодно назвал сбор справок о вероисповедании и убеждениях «лишней лазейкой для коррупции». Выступление другого рецензента, главы комитета по обороне генерала Андрея Николаева не только не принесло радости сторонникам альтернативы, но и лишило последних надежд многих призывников. Генерал сетовал, что только треть юношей призывного возраста отправляются своевременно в воинские части, а остальные пользуются многочисленными отсрочками. По мнению г-на Николаева, главное для закона об АГС, чтобы он не отнимал у военкоматов последнюю треть рекрутов и окончательно не разрушал армию.
Депутаты, придерживающиеся иного мнения, после вчерашнего голосования обещали, что постараются всеми силами пробить ко второму чтению смягчающие поправки в правительственный законопроект. Однако рассчитывать на это не приходится, принимая во внимание полный провал «мягких» законопроектов. Скорее, надежды призывникам стоит возлагать на президента. Представитель главы государства в Госдуме Александр Котенков вчера уже высказывался за дифференцированный подход к АГС. «Если человек живет дома и ходит на альтернативную службу, как на работу, можно и четыре года прослужить, -- считает г-н Котенков. -- А если призывника отправляют на таежную метеостанцию, то стоит назначать срок поменьше». Кстати, альтернативную службу на таежной станции, возможно, будут предлагать одной из первых. По словам Александра Починка, в Минтруда уже поступили заявки от Росгидромета с просьбой включить это ведомство в список претендентов на «альтернативщиков» -- найти желающих для работы в метеослужбе на Дальнем Севере сегодня практически невозможно.
Кирилл ВАСИЛЕНКО