Международные посредники, занимающиеся ближневосточным урегулированием, сегодня подвергаются критике за то, что не смогли предотвратить всплеск насилия в регионе и допустили такое большое число жертв в Палестинской автономии. Да и сам генсек ООН Пан Ги Мун в своем докладе по итогам поездки в зону конфликта заметил, что масштабы увиденных им разрушений и страданий в секторе Газа являются свидетельством "коллективного политического провала".
Однако постоянный представитель России при ООН 56-летний Виталий ЧУРКИН считает, что Организация Объединенных Наций сделала многое для остановки военных действий. В интервью «Времени новостей» дипломат рассказал, что скоро можно ожидать появления нового документа Совбеза ООН по ситуации в Газе.-- Израильская военная операция в палестинском секторе Газа завершилась. Означает ли это, что ООН уже не станет касаться этой темы в ближайшем будущем?-- Отнюдь. Скорее всего по ситуации в этом регионе потребуется еще одна резолюция Совбеза ООН. Напомню, что 8 января была принята резолюция СБ ООН за номером 1860. В те дни израильская операция в Газе набирала обороты, это заставило членов Совбеза ответить на такое развитие событий решением, определяющим параметры прекращения огня в секторе. Тот документ стал результатом серьезных усилий по выработке единой позиции всех заинтересованных сторон относительно положения в Газе.
-- Но ведь стороны конфликта не прислушались к той резолюции, боевые действия продолжались до 18 января...-- Та резолюция заложила основу урегулирования конфликта и задала направление всем предпринимаемым сейчас шагам по поддержанию установившегося хрупкого затишья. Необходимо, чтобы оно перешло в прочное состояние перемирия.
-- Зачем же тогда сейчас еще одна резолюция по этому вопросу?-- Сейчас идут непростые консультации на различных уровнях, чтобы придать прочный и длительный характер состоянию прекращения огня. Совбез ООН должен подвести черту под этим кризисом. Ведь без «благословения» Совбеза вряд ли стоит рассчитывать на прочность имеющихся договоренностей. Вспомните конфликт в Ливане летом 2006 года между Израилем и ливанской группировкой «Хизбалла».
Конец ему положила резолюция Совета Безопасности №1701. Это обстоятельный документ, исполняемый всеми сторонами. Более двух лет он гарантирует мир в Южном Ливане.
Кроме того, впереди выработка схем по восстановлению разрушенного в Газе, решение сложных задач по
возобновлению диалога между самими палестинцами. Надо добиться, чтобы израильские и палестинские переговорщики вернулись к обсуждению параметров мирного урегулирования. Все эти элементы разрядки напряженности также потребуют формализации посредством принятия решений Совета Безопасности. И наконец, впереди московская конференция по Ближнему Востоку, идея о ней закреплена в последних «ближневосточных» резолюциях Совбеза -- 1850 и 1860. На ней предстоит обсудить вопрос и о том, что надо сделать, чтобы подобные кризисы более не повторялись и не ставили под угрозу процесс арабо-израильского примирения.
-- В свете последних событий упомянутая вами резолюция 1850, принятая в середине декабря минувшего года, кажется чересчур оптимистичной...-- Да, кризис в Газе начался вскоре после принятия той резолюции, в которой звучала надежда на то, что мирные переговоры между израильтянами и палестинцами продолжатся, а 2009 год даже принесет прорыв в этом процессе. К сожалению, оптимизм в ООН, вызванный к жизни единогласным одобрением Советом того документа, был подорван израильской силовой акцией в Газе.
Сразу после начала боев ООН развернула огромную работу с целью прекращения кровопролития и облегчения страданий гражданского населения Газы. Соответствующая реакция Совбеза была изложена в ряде его заявлений, проект одного из них предложила российская делегация. Весомое слово в пользу остановки обоюдного насилия сказал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, только что вновь побывавший в регионе. Напомню, что в середине января в Нью-Йорке была в срочном порядке созвана чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. На этом форуме стало ясно, что мировое сообщество более не может терпеть продолжения военных действий в секторе, бедствия его населения и возрастающую угрозу безопасности всему ближневосточному региону.
-- Хотя призыв Генассамблеи к немедленному прекращению огня и допуску гуманитарной помощи в Газу был одобрен большинством голосов, израильтяне выразили свое недовольство. Они заявили, что раз уж этим кризисом занимается Совбез, то не стоило созывать чрезвычайную сессию другого ооновского органа...-- В определенной степени проведение такой специальной сессии могло внести что-то вроде духа соперничества между двумя ведущими органами ООН: Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей. Это не пошло бы на пользу ни усилиям по урегулированию конфликта, ни самой ООН. Однако глубокая тревога подавляющего большинства членов организации в связи с кризисом вокруг Газы позволила -- при активном вкладе делегации России -- выработать единую платформу по происходящему в секторе.